Коллеги раскрыли подробности ухода из жизни народного артиста.
На 79-ом году жизни умер народный артист кино и театра Виталий Шаповалов. Актер находился в больнице и совсем недавно перенес операцию, после которой был в очень тяжелом состоянии. Столичный театр на Таганке, в котором работал Шаповалов, 10 ноября начал сбор средств на необходимое артисту медицинское вмешательство. Для этого нужна была довольно большая сумма денег. Пока о характере болезни артиста не упоминается.
Печальная новость появилась в ночь на среду, 15 ноября. В театре на Таганке Виталий Шаповалов прослужил практически всю свою творческую жизнь. Конечно, для его коллег и поклонников это невосполнимая утрата.
Родился Виталий Шаповалов 1 мая 1939 года на Украине в Киевской области, в небольшом селе Юрковка. С раннего детства у него проявились способности к музыке, он пел и хорошо играл на гитаре, окончил музыкальное училище по классу трубы. И сначала не помышлял о театре, потому что его больше притягивал спорт, и он всерьез задумывался о карьере футболиста. Но решающую роль сыграл случай: Шаповалов удачно прочел «байку» в присутствии актеров Хабаровского драмтеатра, которые рекомендовали ему серьезно подумать об актерской профессии. Поэтому, отслужив в армии, будущий актер прибыл в Москву и поступил в Щукинское училище.
Окончив ВУЗ в 1968 году, он был принят в труппу только что образованного Юрием Любимовым Театра на Таганке, в котором и служил до последних дней. Ему довелось сыграть множество ролей в спектаклях, ставших культовыми. Воплощенные им образы отлично запоминались зрителям. В 1969 году он уже дебютировал в кино в картине «Дорога домой». Помимо нескольких десятков картин, Виталий Шаповалов снялся в нескольких современных сериалах, в том числе в двух сезонах «Каменской», а также «Марше Турецкого».
Звездными ролями актера стали: Ноздрев, Борис Годунов, Понтий Пилат. Не забудут зрители и его старшину Васкова в постановке «А зори здесь тихие…» Валерий Золотухин рассказывал о введении Шаповалова в спектакль «Послушайте!» по Маяковскому, на одном из репетиций которого присутствовала Лиля Брик. Услышав прочтение великого поэта в исполнении Шаповалова, она заявила, что ближе всех к оригиналу читает стихи «вон тот большой увалень». Подобные прозвища неоднократно применялись к Виталию Владимировичу, но на гастролях в Японии, где он играл Свидригайлова, присутствовала наследница российского престола Мария Владимировна Романова, которая после просмотра спектакля спросила, откуда в труппе театра взялся этот дворянин.
Главреж театра на Таганке Юрий Любимов вспоминает о музыкальных способностях народного артиста с большим уважением: «Отличный слух уже характеризовал его, как человека талантливого и достойного. Виталий отлично играл на трубе, что для артиста немаловажно. Как актер он был очень хорош и достоверен».
Несмотря на внушительный послужной список в кинематографе, в который входили и его роли в следующих фильмах: «Грачи», «Мертвые души», «Дежавю», «Женщина в белом», «Бесстрашный атаман», театр для Шаповалова всегда был в приоритете. Он обожал эту особую атмосферу творчества и глаза зрителей, которые в театре можно увидеть сразу, прочувствовать реакцию зала, в отличие от кинематографа, где о том, что почувствует зритель от просмотра твоей роли, можно лишь догадываться.
Александр Трофимов, заслуженный артист России называет Шаповалова артистом редкой породы, стоящим в одном ряду с Борисом Андреевым и Павлом Луспекаевым. Актер был далеко не подарком для руководства театра – его способность к видению и ощущению мира по своему нередко приводила к, мягко говоря, неспокойным ситуациям. Шаповалов следовал собственному видению мира и нормам, которые были приоритетны для него самого, поэтому он не всегда вписывался в привычные для большинства рамки. Возможно, такой отпечаток на характер актера и его ровесников наложила война, во время которой прошло их детство. Дети того времени имели обостренное чувство справедливости, не терялись в сложных ситуациях и умели отстоять собственную позицию. При этом, актер более чем трезво оценивал свои способности в любой сфере и не позволял себе заниматься такой деятельностью, в которой считал себя недостаточно квалифицированным.
Примечательно отношение Шаповалова к деятельности актера – он не делал попыток выстроить свою творческую карьеру своими руками, в отличие от многих выдающихся артистов, он шел так, как вела его сама судьба, а дело настоящего артиста – идеально исполнять предписания режиссера, которым судьба в данном случае и являлась. К тому же, Виталий Владимирович был достаточно строг к себе – как бы удачно ни получалась у него роль старшины Васкова, которая стала одной из его звездных ролей, но он спокойно отказался от нее, несмотря на желание режиссера и дальше видеть в этой роли именно его. А причина была достаточно проста – по сценарию Васкову 32 года, а Шаповалову к тому моменту уже исполнилось 60. Он счел некорректным такое продолжение работы.
Кстати, передавая молодежи свои роли, знаменитый артист не испытывал никакой ревности, даже наоборот – сам предлагала попробовать, прорепетировать и показать Любимову. Главным своим учителем Шаповалов считал Чехова, подчеркивал развитие природных качеств личности в сторону, как отрицательного, так и положительного.