Губернатор края Сергей Дарькин и руководство компании «Мазда» обсудили возможность открытия автосборочного предприятия на базе судоремонтного завода в Славянке. По итогам встречи Сергей Дарькин заявил, что «Мазда» рассматривает возможность создания автосборки в регионе мощностью до 30 тысяч машин в год.
В качестве основного варианта рассматривается судоремонтный завод в Славянке. Делегация «Мазды» уже побывала на этом заводе. Это предприятие - одно из крупнейших на Дальнем Востоке. И кроме того - градообразующее для поселка Славянка. Здесь есть все для ремонта и строительства судов и военных кораблей. Однако скоро СРЗ в Славянке может повторить судьбу «Дальзавода». При этом, как сообщали еще летом, завод максимально загружен заказами, в год здесь ремонтируют до 70 судов. Ситуация не внушает оптимизма, объясняет глава Славянки Андрей Юрченко. Причина в том, что расценки на судоремонт в Китае на 16 % ниже, чем в Приморье. Средний возраст работников завода близок к предпенсионному, оборудование устарело.
Обещанный завод по производству автомобилей должен трудоустроить не более 1000 человек. При этом совершенно не ясно, для чего «Мазде» завод в Приморье - ведь в Европе у корпорации нет ни одного завода. К тому же продукция компании на Дальнем Востоке заметно проигрывает по популярности «Тойотам» и «Ниссанам». Кроме того, продажи Mazda на российском рынке по итогам 2010 года сократились на 19 %. При этом экономисты отмечают, что открытие завода в Приморье – сомнительно с точки зрения выгоды.
«Везти машины дороже, чем везти запчасти. Нужно собирать там, где продаете», - считает приморский экономист Михаил Терский.
Вполне вероятно, что «Мазда» может повторить судьбу завода «Соллерс». Предприятие по сборке машин было открыто во многом для того, чтобы компенсировать сокращение импорта праворульных машин. Сейчас, когда снова появились слухи о возможном запрете ввоза машин с правым рулем из Японии, информация о планах по открытию завода как нельзя кстати. Именно на «Соллерс» возлагали надежды чиновники, объясняя решения по ограничению импорта праворульных машин из Японии. В случае с «Соллерсом» правительство даже ввело льготный железнодорожный тариф. Хотя проще было сразу строить где-нибудь в Сибири или на Урале.
При этом толку от завода оказалось немного - особым спросом в Приморье машины «Соллерса» не пользуются: во-первых, они заметно дороже импортных японских аналогов, во-вторых, приморцы скептически относятся к продукции, собранной руками соотечественников, пусть и по лицензии.