Каким был «Титаник»?
Габариты крупнейшего на то время морского судна впечатлили бы и нас, людей ХХІ века, не то что европейцев начала прошлого столетия. При ширине 28 метров, он имел длину почти в 261 метр, что сопоставимо с тремя жилими кварталами небольшого города. В высоту лайнер выглядел, как плавучая «одиннадцатиэтажка».
Главный инженер, проектировавший легендарное судно для компании White Star Line, Томас Эндрюс, амбициозно назвал лайнер «непотопляемым», ведь он был оборудован двойным дном и изготовленным из самой прочной стали, которая была в то время. Он также сказал репортерам: «Теперь его ничто не сможет потопить, даже сам Бог». Как оказалось, подобное мнение было ошибочным, и в этом Эндрюс убедился в последние минуты своей жизни, когда тонул на своем знаменитом «детище».
10 апреля 1912 года в первой половине дня «Титаник» (после удачных испытаний) отплыл с британского порта Саунтгемптон в американский Нью-Йорк. В общей сложности на борта находилось более 2 200 человек из трех «классов» – первого, второго и третьего. Кораблем управлял самый опытный капитан во флоте Великой Британии – Эдвард Смит, чей опыт морских походов составлял четверть века. Рейс на злополучном лайнере должен был быть для него последним в карьере (после него моряк собирался на пенсию), но стал последним в жизни капитана, так как он не покинул судно до последних минут.
Судно развивало максимальную на то время скорость – до 23 узлов или 42 километров в час. Это был «революционный» показатель как для корабля. Однако это обстоятельство сыграло с «Титаником» злую шутку. Именно из-за скорости пассажирский лайнер не сумел осуществить быструю остановку и «обойти» айсберг. Так, в 2 часа ночи он пошел ко дну, а спастись сумели только более 700 человек, которых через несколько часов подобрал пароход «Карпатия».
Какое пророчество предупреждало о фатальной трагедии?
Самым главным «пророчеством» можно назвать роман американского писателя Моргана Робертсона, выпущенный за 14 лет до трагедии 1912 года. В произведении «Тщетность» рассказывалось о громадном корабле с созвучным названием «Титан», который потерпел крушение в водах Атлантики. По сюжету «непотопляемое» судно также столкнулось с айсбергом одной холодной апрельской ночью, и в результате морской катастрофы погибли более тысячи человек, как и спустя 14 лет на «Титанике».
Примечательно, что роман был написан задолго до создания судна и его проектирования, а на борту были люди из разных слоев общества, в частности, элита Европы и США. В романе Робертсона большинство людей погибли из-за отсутствия нужного количества спасательных шлюпок, так случилось и на самом деле. После трагедии книгу писателя назвали «романом-проклятием». Позже даже специалисты удивились странным совпадениям, которые были в произведении и в жизни.
Какими были ошибки, повлекшие за собой гибель «Титаника»?
Миф о самом безопасном морском судне развеялся и показал все недочеты. Первой и самой огромной ошибкой судостроительной британской компании White Star Line было то, что она оборудовала такой огромный корабль мизерным количеством шлюпок для спасения пассажиров. Два десятка лодок, которые были на пароходе, могли бы вместить не более трети путешественников (и то если бы были загружены максимально, но шлюпки не были заполнены людьми полностью).
После кораблекрушения «Титаника» судостроители ввели важнейший закон: количество мест в спасательных лодках должно соответствовать количеству пассажиров на борту. Если бы его приняли раньше, гибели многих людей можно было бы избежать. Кроме того, во время рейса не проводили никаких учений экипажей шлюпок, которые должны были проводиться по регламенту.
Вторым недочетом было то, что во время рейса всем состоятельным пассажирам разрешалось отправлять огромное количество телеграмм. В то же время, важные сообщения от других морских судов с предупреждениями о плавучих глыбах льда (айсбергах) не всегда доходили до радистов из-за «забавы» некоторых представителей «первого класса».
Кроме того, вечером 14 апреля, радисты начали чинить передатчик, который работал пять дней по 14 часов в сутки и вышел из строя. Они не успели передать капитану сообщение от немецкого корабля, который предупредил о двух больших айсбергах на пути судна, не обратив внимания на предупреждение. Ещё четыре сообщения экипаж проигнорировал и не «сбавил» скорость.
В окрестностях кораблекрушения лайнера было ещё одно судно, но оно не отозвалось на сигналы с «Титаника». Многие годы считалось, что огни, которые видели люди в шлюпках, принадлежали американской «Калифорнии», чей капитан в итоге был уволен со своей должности из-за страшного и резонансного случая. Но позже выяснилось, что вышеупомянутый корабль был дальше и его не могли увидеть пассажиры.
Судном, которое не оказало помощи жертвам лайнера, был норвежский промысловый «Самсон». Его капитан многие годы корил себя за то, что был невнимательным и принял ракеты, пущенные с борта «Титаника», за стрельбу американского судна, патрулирующего окрестности. После анализа бортовых журналов он понял, что случайно стал виновником гибели 1,5 тысячи человек. В 1963 году в эфире на радио капитан Наэсс признался в своей страшной ошибке.
Таким образом, череда случайностей, ошибок и невнимательностей привела к самому серьезному кораблекрушению в истории. Обломки морского лайнера до сих пор лежат на дне океана на глубине более трех тысяч метров. К ним уже осуществили 17 исследовательских экспедиций. О легендарном судне написано много книг, стихов, музыкальных произведений, снято несколько кинолент, но история «Титаника» обрастает всё новыми легендами и гипотезами.