46 лет назад с конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый ВАЗ-2101. В народе данную модель прозвали «копейкой». За долгие годы транспортное средство стало настоящим достояние автопрома России. Кроме того, за первые пятнадцать лет производства было продано более двух с половиной миллионов автомобилей в СССР и за его пределами.
Стоит отметить, что на момент начала производства автомобиль ВАЗ-2101 был самым комфортабельным транспортным средством в своем классе. Для того, чтобы его приобрести, необходимо было стать в очередь, которая могла длиться несколько лет. В Советском Союзе для получения транспортного средства необходимо было иметь хороший послужной список и получить прошение о его выделении от секретаря отделения Компартии.
Конструкторы первых «ВАЗ-2101» рассказывали, что автомобиль требовал ремонта только после того, как преодолеет расстояние от Владивостока до Москвы десять раз. После этого ему требовалась замена масла и всех колес, так как они приходили в негодность. За выпуск данной модели в мае 1972 года ВАЗу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий».
В 1966 году в Москве было подписано соглашение между компанией Fiat и Внешторгом на разработку автомобиля, который будет выполнен по концепту первого, однако изготавливаться из более дешевых материалов. В рамках договора был утвержден проект строительства первого крупного автомобильного завода, который в итоге получил название «ВАЗ». Отмечается, что производство было рассчитано на выпуск седана (ВАЗ-2101), универсал (ВАЗ-2102) и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103).
В 1977 году «копейка» получила титул «Лучшего автомобиля года в СССР». Стоит отметить, что сразу же после этого многие эксперты начали сравнивать его с одной из моделей Fiat. Несмотря на это, представители завода «ВАЗ» отказывались от подобных параллелей ввиду того, что машина была разработана на базе седана, выпущенного итальянским концерном. Кроме того, транспортное средство было адаптировано под советские дороги, большая часть из которых представляла собой «грунтовки».
Стоит отметить, что масштабная сборка автомобилей «ВАЗ-2101» началась только в 1970 году. До этого концерн выпускал только лимитированные серии, в которые входили транспортные средства по предварительным заказам. Уже в 1971 году было выпущено около 172 175 автомобилей. После этого производство вышло на проектную мощность и начало выпускать по 200 тысяч транспортных средств в год.
В народе довольно долго бытовало мнение, что название «Жигули» родилось благодаря опросу, который устроил журнал «За рулем». Его предложил один из подписчиков издания. Отмечается, что впоследствии оно было утверждено директором завода «ВАЗ». Именно тогда компания FIAT сделала легендарную надпись на задней части кузова, которая использовалась до середины 90-х годов минувшего столетия. Изначально в народе автомобиль начали называть «единичка», однако со временем, когда модель перестала входить в число престижных, - «копейкой».
Стоит отметить, что автомобиль в ходе развития завода получил большое количество модификаций, которые были разработаны специально для определенных слоев населения.
1.ВАЗ-2101 «Жигули». Первоначальный вариант имел стандартный двигатель на 1,2 литра. Данная модель выпускалась только до 1983 года.
2.ВАЗ-21011 «Жигули-1300». В народе ее сразу же назвали «одиннадцатая». В ней претерпели сильных изменений размеры кузова, который стал немного уже. Кроме того, объем двигателя увеличился примерно на сто граммов. Эти автомобили оснащали иной решёткой радиатора с более частыми вертикальными прутьями, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных прорези, для лучшего воздухопритока к радиатору системы охлаждения. Кроме того. На бамперах появились более практичные резиновые накладки. На стойках кузова ВАЗ-21011 сзади стали располагать отверстия специальной вытяжной вентиляции салона.
3.ВАЗ-21013 «Lada-1200s». Данная модель отличалась от своих предшественников большими габаритами, которые были совмещены с меньшим объемом двигателя.
4.ВАЗ-21015 «Карат». Самой маленькой серией автомобильного завода «ВАЗ» стала именно эта модель. Она была разработана специально для спецслужб. Кроме того, она имела несколько точек для установки специального оборудования и даже автоматов. Стоит отметить, что она так и не была введена в эксплуатацию.
Также имел место экспортный вариант автомобиля, который получил название Lada 1200. Всего было произведено более пятидесяти шести тысяч транспортных средств данной марки. Все они были отправлены на зарубежные рынки, в частности в Азию.
Производство автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011 было прекращено в 1983 году, в связи с увеличением производства новой модели ВАЗ-2105. Далее стали изготавливать только модификацию ВАЗ-21013, производство которой завершилось лишь в 1988 году. На базе ВАЗ-2101 был создан также пятидверный универсал ВАЗ-2102.
Стоит также отметить, что на Кубе выпускали автомобили марки «ВАЗ», которые были выполнены в виде лимузинов. Примечательно, что некоторые из них и по сей день используются в качестве маршрутных такси.
Дебют ВАЗ-2101 на спортивной арене состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. Общая его длина превышала четырнадцать тысяч километров. Стоит отметить, что специально для заезда конструкторы создали уникальную модификацию машины, которая имел несколько топливных баков и шины, диаметр которых превышал стандартный. Благодаря им машина могла с легкостью преодолевать крутые склоны и резко поворачивать, ВТО дало ей некоторые привилегии в ралли. В результате российское транспортное средство пришло к финишу вторым в составе российской команды.
В России также были установлены несколько памятников легендарному автомобилю. Один из них располагается в Москве. Кроме того, на некоторых ключах от современных транспортных средств производства «АвтоВАЗа» также имеются логотипы в виде эмблемы «Жигули».