Медицинская наука не стоит на месте, и с каждым днем в арсенале докторов появляются новые методы диагностики и лечения. Но при этом организм каждого человека остается замкнутой в своей уникальности вселенной, предсказать поведение которой при столкновении с заболеванием или травмой порой бывает очень сложно.
Вероятно, поэтому ни в одном договоре на оказание медицинских услуг не оговариваются результаты, которые будут достигнуты по окончании проведенного обследования или лечения. А значит, исполнитель не берет на себя никаких гарантийных обязательств. Он гарантирует, что все необходимые манипуляции будут выполнены в установленные законом сроки, на достаточно высоком уровне и качественно, но не принимает на себя ответственности за полученный результат.
Насколько законно такое поведение исполнителя?
Подобная ситуация имеет место и в юриспруденции. Когда адвокат или юрист заключают со своим клиентом договор об оказании услуг, они не оговаривают полученные результаты. Юрист просто выполняет свою работу, защищает законные интересы клиента, но каким будет исход дела, зависит не только от его работы, а также от конкретной ситуации, действий противоположной стороны, решения суда или другой инстанции.
Это же происходит и при оказании медицинских услуг. Врач проводит обследование, лечит больного, но успех определяется множеством факторов: временем обращения, стадией и видом заболевания, общим состоянием организма больного, наличием сопутствующих заболеваний, образом его жизни и наследственностью, а также материально-техническим оснащением и лекарственным обеспечением лечебного учреждения.
Порой в совершенно безнадежных случаях наблюдается положительная динамика, и пациент быстро идет на поправку. А порой – при относительно благоприятных прогнозах развиваются тяжелые осложнения. Чем больше таких случаев в практике врача, тем менее охотно он дает какие-либо прогнозы и гарантирует успешный исход. И закон относится к этой ситуации с пониманием.
Однако в некоторых случаях гарантийные обязательства все-таки вступают в силу.
Несколько исключений из правил
Гарантия на медицинскую услугу в обязательном порядке выдается в том случае, если ее результат имеет овеществленный характер. В категорию услуг, при оказании которых должны оговариваться гарантийные сроки, входят:
- протезирование;
- установка имплантатов;
- пломбирование (терапевтическое лечение) зубов.
При заключении договора на каждую из этих услуг производитель протеза или имплантата, а также лечебное учреждение, где эти устройства и материалы используются, определяют срок, в течение которого установленный протез или имплантат будет выполнять свою функцию и не утратит своего внешнего вида.
Как правило, при протезировании зубов, также как и при их лечении современными пломбировочными материалами, гарантия на выполненные работы составляет один год. Реже, при определенных условиях (например, при невозможности восстановить целостность зуба вследствие его значительного разрушения), гарантийный срок сокращается до трех – шести месяцев. Еще реже он увеличивается до двух лет.
Два года – это максимальный срок, который утвержден законами о защите прав потребителей.
Если в течение гарантийного срока возникает поломка протеза, развитие вторичного кариеса на месте пломбирования или выпадение пломбы, а также другие проблемы, исполнитель обязан исправить дефекты или возместить полную или частичную стоимость оказанных услуг. Не освобождается он и от компенсации морального ущерба и выплаты неустойки при несвоевременном урегулировании конфликта.