Запасаемся терпением, готовим малыша к школе.
Чем ближе сентябрь, тем неспокойнее становится родителям. Их малыш станет первоклассником. Нервничают только мамы и папы. Для ребенка это пока игра. Походы по магазинам, выбор тетрадок, карандашей, красивых альбомов, покупка школьной формы. Но родители понимают, что залог успеха – не новенькая школьная форма и не красивый прочный рюкзак со всеми тетрадями и учебниками, а в первую очередь психологическая готовность ребёнка. Адаптироваться к школе бывает сложно даже самым взрослым и самостоятельным мальчикам и девочкам, поэтому нужно быть готовыми прийти на помощь ещё до начала занятий и в первые месяцы учёбы.
Психологи выделяют 2 компонента психологической готовности к школе: личностный (мотивационный) и интеллектуальный. В интеллектуальном плане у ребенка должна присутствовать готовность изменить свой образ жизни, столкнуться с новыми обязанностями и, конечно же, учиться. Общение со сверстниками для маленького школьника не менее важно, но настоящей мотивацией должна стать тяга к знаниям.
Личностная готовность – это не только потребность в контактах со сверстниками, но и умение общаться с одноклассниками и учителями, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки. Кроме желания идти учиться, ребёнку необходимо быть готовым к тому, что часть его дня будет проходить вне дома, и он должен будет сам одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. Пусть малыш постепенно привыкает к этим маленьким трудностям. Однако не стоит пугать его тем, что он чего-то не умеет: это может заранее разочаровать ребёнка в школьной жизни или даже испугать.
Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого читайте с вашим дошкольником книжки, а потом просите вкратце изложить содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова. Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества, как любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание. Все эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение, общение).
Кроме того врачи-неврологи советуют обратить пристальное внимание на общее состояние ребенка. Приучайте его к режиму дня. Особенно это важно для детей, которые не ходят по какой-либо причине в садик. Пусть ребенок летом, перед тем как пойти в первый класс, встает в 7 или 8 часов утра и обязательно чередует отдых с занятиями. Соблюдение режима позволит первокласснику плавно войти в режим учебы, и на один стрессовый фактор у ребенка станет меньше. После школы ему нужно обедать, отдыхать, гулять и только потом садиться за уроки.
Не говорите ребенку: "Школа — это серьезно", "Игры закончились, теперь ты будешь учиться" или "С двоечниками никто не дружит". Он взволнован и напуган больше вас. И вы внушите ему не чувство ответственности, а страх и неуверенность в собственных силах.
Напомните ребенку, сколько он уже знает и что он умеет делать. Ребенок должен поверить, что учиться — это безумно интересно, и он обязательно со всем справится.
Хорошо, если ребенок окажется в одном классе со своими приятелями по детскому саду или двору. Если нет — помогите ему познакомиться с новыми ребятами.
Первоклашки часто болеют — стресс, перегрузки, ослабление организма, поэтому особенно важно организовать для ребенка правильный режим дня, в котором будут не только завтраки, обеды и выполнения домашних заданий, но и его прежняя жизнь: игры, прогулки, мультфильмы.
Встречая ребенка из школы, обязательно спрашивайте у него, как он провел этот день, что узнал нового, с кем подружился... Если вам не интересна школа ребенка, то почему она должна быть интересна ему?
Адаптация ребенка к школе, естественно, зависит от уровня его самооценки. Смена обстановки, новый регламент жизни — стресс для маленького человека. И взаимоотношения с родителями могут либо помочь преодолеть этот стресс, либо усугубить его. Самая главная задача родителей дать понять ребенку, что на вас всегда можно рассчитывать. У малыша должна быть уверенность в вашей поддержке. Такой контакт нужно налаживать с вашим ребенком с самого раннего возраста, разговаривать с малышом и всегда обращать внимание на его эмоциональное состояние. Школа - это важный этап в становлении личности вашего ребенка, и во многом от вас зависит, насколько эта личность будет самодостаточна.