Как гром средь ясного неба на зрителя свалился мюзикл «Ла-Ла Лэнд», который тут же стал предметом обожания, как критиков, так и зрителей, которые незамедлительно окрестили его одной из лучших картин последних лет, а также ожидаемое многими возрождение казалось бы позабытого жанра «мюзикл». Тем не менее, сложно назвать «Ла-Ла Лэнд» в полном смысле мюзиклом. Скорее, подойдет определение фильм с музыкальными номерами. Последние вплетены в полотно фильма до нельзя грамотно, потому зритель не устанет ни от повествования, ни от песен с танцами, ведь они представляют собой единую картину. Но что же можно сказать о культурном месте «Ла-Ла Лэнда» в современном мире. Тут все достаточно глубже, ведь картина является своеобразной данью уважения всем подобным голливудским фильмам, которые выходили раньше. Давайте же попытаемся вспомнить самые яркие из них, которые навсегда заняли свое место в кинематографическом искусстве.
Моя прекрасная леди (My Fairy Lady) (1956)
Данное произведение родилось на свет после того, как автор музыки Фредерик Лоу и его коллега Алан Джей Лернер глубоко проанализировали драматическую составляющую пьесы «Пигмалион». Тогда они и решились на написание полноценного мюзикла. Сюжет оного во многом повторяет пьесу Шоу, в основном благодаря центральной нити, где вульгарная цветочница преобразовывается в элегантную молодую леди.
Картина повествует о пари, заключенном между профессором фонетики Генри Хиггинсом и его коллегой, полковником Пикерингом. Они поспорили, что смогут превратить Элизу Дулиттл, простоватую лондонскую цветочницу, в настоящую леди из высшего общества. В результате девушка перебирается жить в дом к профессору и хоть обучение давалось ей нелегко, но в результате она показывает блестящие успехи.
Состоялась бродвейская премьера мюзикла 15 марта 1956 года, а еще через два года ее показывали в главном театре Лондона. Шоу стало настолько популярным, что билеты на него были распроданы на полгода вперед. На Бродвее шоу показали более 2700 раз, а в Лондоне – почти 3 тысячи. Удалось продать свыше 5 миллионов записей с записью бродвейского состава, а в начале 60-х годов Warner Brothers отдали почти 6 миллионов долларов за права на экранизацию и не прогадали, ведь мюзикл собрал 8 статуэток «Оскар» из возможных 12. По-прежнему «Мою прекрасную леди» горячо любят зрители и с радостью пересматривают его, напевая наизусть знакомые песни.
Кабаре (Cabaret) (1966)
В качестве литературной основы для этого легендарного спектакля послужил знаменитый цикл рассказов «Берлинские истории», который написал Кристофер Ишервуд, иллюстрируя Германию 30-х годов. Само же «Кабаре» покажет зрителю историю трогательного романа молодого британского писателя Брайана Робертса и исполнительницы из кабаре «Кит-Кэт Клуб» Салли Боулз.
Знакомство молодых людей дарит им ни с чем несравнимые ощущения. Писатель и певица стали символом красивой любви, которой, однако, не суждено было продержаться вечно, ведь ее ждала горькая разлука. В результате Салли отказалась ехать со своим возлюбленным в Париж, потому из Берлина Брайан уезжает с разбитым сердцем и разрушенными мечтами. Все дело в том, что кабаре-бары начинают заполнять люди со свастиками на рукавах, а потому Робертсу попросту не безопасно основаться в немецкой столице.
Премьера состоялась 20 ноября 1966 года. Постановка проходила под чутким контролем знаменитого бродвейского мастера Гарольда Принса. Ему помогали, в качестве композитора, Джон Канцер, тексты писал Фред Эбб, а либретто – Джо Мастерофф. Фильм в результате получил восемь статуэток «Оскар», став классиков «золотой эпохи Голливуда».
На Бродвее еще очень долгое время происходили постановки «Кабаре», хоть и от других режиссеров. К примеру, Сэм Мендес в 1998 показал одну из самых успешных реинкарнаций. За свою историю мюзикл пережил почти 2,5 тысячи представлений, однако был закрыт в 2004 году.
Иисус Христос–Суперзвезда (Jesus Christ Superstar)(1971)
«Иисус Христос» задумывался изначально Эндрю Ллойдом Веббером, главным композитором, и Тимом Райсом, автором либретто, как не совсем традиционный мюзикл, а как полноценная опера, которая написана, однако, современным музыкальным языком и будет доступна широкому кругу слушателей. Они планировали соблюсти все каноны оперы, вроде арии героя и героини, многоголосый хор и тому подобное. Тем не менее все обернулось в мюзикл, хоть далеко не самый типичный.
К примеру, в «Иисусе Христе» полностью отсутствуют драматические части. То есть все построено исключительно на песнях и речитативах. А если грамотно смешать с классическими мотивами рок-музыку, то можно получить настоящий хит. В результате имеется полотно, в котором использован так называемый принцип sung-through. Вся история рассказана с помощью песни: от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе.
Впервые опера была услышана в качестве полноценного альбома в 1970 году, где главную роль исполнил Иен Гиллан, который был вокалистом «золотого» состава суперзвезд тех времен Deep Purple. Бродвейская постановка, из-за многочисленной критики, продержалась лишь полтора года.
Второе дыхание постановке было дано в лондонском театре в 1972 году, когда роль Иисуса исполнил Паул Николас. Американскому режиссеру Норману Джуисону удалось закрепить этот успех, экранизировав в 1973 году фильм для Голливуда. Уже через год он получил награду за лучшую музыку.
Несмотря на многочисленные споры о допустимости трактовки образа Иисуса Христа, противоречащего ортодоксальным, «Иисус Христос – Суперзвезда» является одним из самых известных мюзиклов всех времен, ведь его постановка происходит уже более 40 лет на разных сценах крупнейших театров мира.
Чикаго (Chicago) (1975)
Крайне интересным является факт того, что начало данная пьеса берет из статьи, описывающей преступление на сексуальной почве. Написала оную молодая журналистка Морин Даллас Уоткинс, которая рассказала читателям о некой актрисе Варьете, застрелившей своего сожителя. Морин оказалась под глубочайшим впечатлением от шумихи, сопровождающей эти репортажи, потому в качестве учебного задания решила написать пьесу «Чикаго».
Уже через два года спектакль «Чикаго» был открыт на Бродвее, а в 1927 году был также снят одноименный фильм. Еще один фильм под названием «Рокси Харт» выходил в 1942 году. Режиссером выступил Уильям Вельман, а Джинджер Роджерс сыграла главную роль.
Блистательным возвращением на широкие экраны для «Чикаго» значится 2002 год, когда студия «Мирамакс» решила выпустить экранизацию, взяв в главные роли роскошное трио в лице Рене Зелльвегер, Кэтрин Зеты-Джонс и Ричарда Гира. Фильм встретили с огромным энтузиазмом, как критики, так и обычные зрители. Его отметили одним «Золотым глобусом», как «Лучший мюзикл или комедию». Также картина была выдвинута на 7 номинаций «Оскар», из которых смогла выиграть 6.
Кошки (Cats) (1981)
«Книга Старого Опоссума о практичных кошках» стала основой для «Кошек», которые считают одним из самых успешных мюзиклов за все время жанра. Данный цикл детских стихов был впервые опубликован в Англии в 1939 году. В нем содержались многочисленные зарисовки на тему ироничного и своенравного характера котов, за которыми можно угадать многочисленные человеческие типажи и привычки.
У руля стоял Эндрю Ллойд Вебер, который уже прославился, как автор «Иисуса Христа – Суперзвезды». Написанием он занялся еще в начале 70-х годов, однако к 80-му у него уже накопилось достаточно материала для того, чтобы все переработать в мюзикл.
Когда же дело дошло до того, чтобы воплотить вебберовские композиции на сцене, авторы столкнулись с одной, но весьма существенной проблемой – сюжет полностью отсутствовал. Вдова автора «Книги Старого Опоссума» смогла прийти на помощь и предоставила письма и черновики поэта, из которых по крупицам и выуживался сюжет для канвы спектакля.
Актеры мюзикла получили от авторов особые требования – они должны были не только хорошо петь, но также и обладать блестящей дикцией, а также пластикой, которая делала бы их такими же грациозными и аристократичными, как настоящие коты. Набрать такую труппу из 20 человек оказалось крайне сложно. Тем не менее, самые яркие представители, вроде поп-певца Пола Николаса и премьера Королевского балета Уэйна Слипа, все же изъявили желание участвовать. В театре «Кошки», который создал дизайнер Джон Нэйпьер, отсутствуют такие типичные вещи, как занавес, а зал и сцена – это единое пространство, но действие по отношению к зрителю разворачивается не фронтально, а по всей глубине. Сама же сцена представляет собой нечто вроде «живописного хлама»,
как его описывал сам Веббер.
За время своего существования мюзикл был поставлен более 40 тысяч раз, его посетило в 30 странах почти 50 миллионов зрителей, а общая сумма сборов почти достигла отметки в 2,5 миллиарда долларов.
Призрак оперы (The Phantom of the Opera) (1986)
Датой рождения мюзикла можно считать 1984 год, когда все тот же гений Эндрю Ллойд Веббер в жены взял молодую актрису и певицу Сару Брайтман. Стремясь показать всему миру талант супруги, он задумал крайне масштабное произведение. Именно в него и вырос «Призрак оперы», который был создан по мотивам произведения писателя Гастона Леру. Достаточно мрачная и романтическая история, повествующая о существе, обитающем в подземелье под Парижской Оперой, для многих зрителей по всему миру стала настоящим открытием и заставила полюбить жанр мюзикла. Брайтман, естественно, исполнила роль главной героини – Кристины Дааэ, а мужскую партию изобразил Майкл Кроуфорд.
Премьера спектакля состоялась 9 октября 1986 года в Королевском театре, в присутствии членов семьи королевы Елизаветы II. Первая же бродвейская премьера прошла в 1988 году. В результате «Призрак оперы» стал вторым по длительности спектаклем за всю историю Бродвея, где ее посмотрели почти 11 тысяч человек. За всю историю было сыграно почти 65 тысяч спектаклей «Призрака оперы» по всему миру, в том числе, в таких экзотических для оперы уголках, как Япония и Австралия. Доходы от продаж превысили 3,2 миллиарда долларов.