Еще после распада СССР на Россию обратили определенное внимание лидеры наиболее весомых политических сил, что было неизбежно, учитывая ресурсную базу такой огромной страны. Холодная война завершилась, но это вовсе не означает, что все разногласия пропали в один миг. Они просто сгладились, перешли в несколько иную область и потеряли некоторую остроту.
Именно после достижения некоторой стабильности Россией, страны Запада начали строить оценку различных возможных сценариев дальнейшего курса влиятельного соседа. В первую очередь, для стран Европы наиболее интересным выглядел путь, который привел бы Россию к ним в качестве «просителя». Объективно глядя на ситуацию, подобный вариант мог быть воплощен, если бы руководство государства проявило меньшую адаптивность к ситуации на международной арене и оказалось менее квалифицированным в вопросе решения внутренних проблем.
На все поступающие намеки Россия ответила нейтрально-положительно, сохраняя позицию построения обоюдовыгодных отношений и это работало, но для мировых лидеров Россия оставалась государством загадочным, но при этом набирающим все больший вес. Подобная же ситуация наблюдалась с Китаем.
В частности, политика невмешательства часто критикуется как явление, которое может привести к глобальным конфликтам, вырастающим из небольших локальных противостояний. Упрощенно – если позволить отдельным локальным конфликтам существовать достаточно длительный срок, то в это приведет к новой мировой войне.
К середине 2000-х стало понятно, что Россия не станет подходить к иным странам с позиций «бедного родственника», но способна предложить не только рынок сбыта, но и адекватное партнерство. При этом аналитики уже к 2010-му смогли оценить действия правительства России. Уже тогда стало совершенно очевидно, что РФ предпочитает строить собственный центр политического влияния, а не присоединяться к существующим.
Для большинства это звучит как естественный процесс, но необходимо учитывать, что такого быстрого укрепления РФ мало кто ожидал. Когда кризисы сотрясали государства мира, в РФ удалось минимизировать ущерб. Не в последнюю очередь в этом сыграло позиционирование России на мировой арене, как игрока, который печется не только о собственных интересах, но и о партнерах. Во всем мире признают, к примеру, что Владимир Путин более серьезная фигура на политической арене, чем Барак Обама.
В БРИКС мнение представителей российской стороны весьма весомо, поскольку политика РФ не предполагает «использование» стран-партнеров. Напротив – она ориентирована на совместное развитие и увеличение влияния в экономике, а через нее и в политической сфере. Не стоит быть семи пядей во лбу, чтобы понять – такую угрозу не стоит оставлять без внимания. Увы, но история учит нас, что развивающиеся государства весьма быстро превращаются в новых политических лидеров.
Неудобная правда, о которой многие предпочитают умалчивать, заключается в том, что нерешительность правительства Украины в вопросе определения основного партнера привела к тому, что эта страна стала разменной монетой. С одной стороны – это повод надавить на Россию, с другой – привязка государства к новому партнеру путем выдачи кредитов. Присоединение Украины к новому полюсу влияния, который создает РФ без сомнений весьма усилил бы новый альянс.
Современный мир переводит войны из военной сферы в экономическую. Появится ли «холодная финансовая война»? Вряд ли, ведь политический вес РФ заставляет с ней считаться, и после того как удастся полностью восстановиться от возникших экономических проблем Россия станет одним из наиболее весомых «игроков» на мировой арене. Ориентировочно на это потребуется около 5-7 лет.
Череда «цветных» революций захлестнула мир разрушительной волной, сдерживая развитие отдельных государств. Кому-то ведь это выгодно? Уж точно не России, которая сделала ставку на развивающиеся экономики. Новые связи, сформированные РФ уже сейчас, позволяют утверждать, что в ближайшем будущем она станет центром политического влияния, на который уже нельзя будет столь легко надавить.