В 2011 году Санкт-Петербург торжественно открыл тоннель под Финским заливом, который обеспечил работу кольцевой дороги с полной нагрузкой.
Однако те, кто разбирался в истории события, хорошо знают: тоннель мог быть построен гораздо раньше. Сроки были сорваны из-за получившей в связи в этим скандальную славу компании-подрядчика.
Впрочем, адвокат Андрей Тындик говорит, что основная проблема – в организации конкурсов, когда к участию в них допускаются откровенно слабые организации, а основополагающим критерием выбора подрядчика становится цена.
- Федеральный закон № 94 обязывал организаторов признавать победителем конкурса фирму, предложившую самую низкую цену, - рассказывает Тындик. – В нашем случае конкурс на строительство трех участков автодороги в 2008 году выиграла компания с уставным капиталом всего в десять тысяч рублей.
Никому до тех не известное общество с ограниченной ответственностью обязалось сдать работы к весне 2009 года. Однако к этому сроку ничего сделано не было. Дату сдачи объектов перенесли более чем на год. Однако и этот срок подрядчиком был нарушен. Между тем сумма контрактов исчислялась в миллиардах рублей.
- При этом компания не имела в штате ни одного рабочего, - рассказывает адвокат Андрей Тындик. – Как выяснилось позже, победители конкурса попросту наняли несколько субподрядчиков, которые перестали вести работы, как только заказчик прекратил их оплачивать.
Миллиарды исчезли в неизвестном направлении, работы встали, сроки были сорваны, предъявлялись претензии по качеству уже выполненных заказов.
Скандал разразился нешуточный. ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга» пригласило представлять свои интересы Андрея Тындика.
- Меня подключили на исходном этапе разбирательства, когда уже было ясно, что контракт с подрядчиком надо расторгать, - вспоминает адвокат. – Деньги к тому времени компания уже получила, субподрядчиков обманула, работы не выполнила.
Тындик подготовил и предъявил иски о возврате денежных средств, расторжении контрактов, заявление о привлечении к уголовной ответственности. Адвокат считает, что самым главным было накрыть «черную дыру», в которой исчезали бюджетные средства – пока контракты не расторгнуты, новые подрядчики не могли приступить к работе, и город оставался без важного для организации дорожного движения объекта.
- Было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, - рассказывает Андрей Тындик. – И тут выяснилось, что даже расторгнув контракты, город не сможет вернуть обратно бюджетные деньги, потому что компания, во-первых, не имела никаких активов, а во-вторых, не исполнила пункт контракта о страховании рисков, а предъявленные подрядчиком документы оказались подложными.
Выяснилось, что платежки, по которым победители конкурса якобы уплатили страховые взносы, фальшивые, отметки банка поддельные, а денежные переводы попросту сделаны не были.
Позже следователи возбудили второе уголовное дело – по заявлению одного из субподрядчиков, который выполнил работы, а деньги не получил.
- Речь шла о сумме более двухсот миллионов, - говорит адвокат Андрей Тындик. – Компания-подрядчик их из бюджета получила, акты выполненных работ субподрядчику подписала, но ничего не оплатила. Было возбуждено дело о мошенничестве в особо крупных размерах.
К 2010 году адвокату удалось добить официального отстранения злополучного ООО, и сменившие скандальную компанию подрядчики в спешном порядке доделывали строительные работы.
- Самый главный вывод из всей этой истории - порочность некоторых положений законодательства о госконтрактах, - резюмирует Андрей Тындик. – Основными критериями того времени при отборе исполнителей ФЗ-94 определял цену подряда. При этом к участию в конкурсе допускаются ненадежные фирмы с маленьким уставным капиталом, без надлежащего штата сотрудников, без положительного опыта работы. При этом условия расторжения контрактов максимально усложнены. Судебные разбирательства длятся порой более года, в течение этого срока заказчик не имеет права привлечь нового подрядчика. Работы стоят, бюджет теряет деньги, город остается без важного объекта. Уверен, рано или поздно этот закон будут пересматривать. И история со строительством КАДа - яркое подтверждение этой необходимости.
Фото адвоката Андрея Тындика
Читайте также:
Андрей Тындик о разводе Аршавина
Операцию с «Митьками» провернули тихо