Россия и Казахстан приняли решение о фактическом закрытии проекта Объединенной транспортно-логистической компании. Речь идет о смене формата сотрудничества и переформатировании активов.
Руководство ОАО «РЖД» приняло решение о выводе капиталов, вложенных своими дочерними предприятиями «Трансконтейнер» и «РЖД-Логистик». Решение утвердили в ходе совещаний с казахскими партнерами. Глава ОАО «РЖД», Олег Белозеров, заявил, что изменение формата только улучшит ситуацию с железнодорожными перевозками.
Напомним, что ОТЛК было создано в 2014 году. Задачей компании являлось увеличение объёмов транзитных контейнерные перевозки между Азией и Европой по территории стран участниц: России, Казахстана и Беларуси. Главным инвестором проекта выступила российская сторона. Было внесено 100% активов «РЖД-Логистики» и контрольный пакет акций компании «Трансконтейнер». Казахстан и Беларусь должны были внести свой капитал в будущем: Беларусь – терминалы на границе с ЕС, а Казахстан – компанию «Кедентранссервис», крупнейшего контейнерного перевозчика страны.Однако стороны не спешили вносить свой вклады в ОТЛК и причин тому было множество. Главным инициатором отказа от подобного формата сотрудничества являлся Казахстан. Москва требовала быстрого внесения активов и начала деятельности проекта.
Казахстан также не устраивало то, что российская сторона фактически ставала единым центром управления, решения которого были обязательны к принятию. Хотя министр транспорта РФ и заявлял о паритете в принятии решений, владея контрольным пакетом акций (74,6%) ОАО «РЖД» получала контроль над транзитом территорией Казахстана и Беларуси.
Негативная экономическая ситуация и недовольство по поводу распределения рычагов управления привело к заморозке создания ОТЛК. Глава ОАО «РЖД» принял решение не развивать общий проект в дальнейшем, но сфокусироваться на углублении отношений с партнерами по отдельности.
В частности, было принято решение о координации тарифов на пути следования контейнерных поездов из Китая через Казахстан, Россию и Беларусь. Такая форма сотрудничества гарантирует сохранение независимости транспортной системы каждой из сторон и позволяет эффективнее использовать существующие ресурсы. Каждая из стран сможет самостоятельно находить клиентов, привлекать инвестиции в развитие, обновлять парк операторов и создавать логистические цепочки.
К слову, реализация проекта ОЛТК с получением контрольного пакета акций российской стороной позволила бы РФ стать фактическим монополистом в плане контейнерных перевозок из Китая в Европу. Но желание Казахстана самостоятельно проводить логистическую политику позволит развивать альтернативные маршруты перевозок по типу Транскаспийского международно транспортного маршрута.