Не все пропавшие корабли покоятся на дне – некоторые из них продолжают бороздить морские просторы.
Американские океанографы подсчитали, что на дне океана лежит не меньше одного миллиона судов. С 1902 года ежегодно на морях и океанах гибло в среднем около четырехсот кораблей. Но веком раньше эта цифра была куда больше – 3000 судов. Ученые считают, что реальность еще трагичнее – морское кладбище насчитывает гораздо больше жертв, чем их отражает статистика. Примерно на каждые 2,5 квадратных километра морского дна приходится одно, погибшее в результате кораблекрушения судно.
Конечно, с развитием цивилизации случаи гибели кораблей фиксировались уже более точно и своевременно, в том числе их причины и обстоятельства. Но, тем не менее, за период 1900 – 1964 года пропавшими без вести были объявлены 1200 судов. Правда, общее количество бесследно исчезнувших подсчитать вряд ли удастся. В наше время подобное исчезновение судна – это уже очень редкое событие, в сравнении с позапрошлым веком, когда скрывающиеся за горизонтом корабли могли больше уже никогда не вернуться обратно, а об их дальнейшей судьбе никто ничего не знал.
Исчезали как боевые корабли, так и торговые и пассажирские суда. Но в некоторых, совершенно мистических, ситуациях они могли появляться вновь, причем в самых неожиданных местах. Сразу стоит сказать, что далеко не все «сенсационные» истории о «Летучих голландцах» являются чистой правдой. Фейки плодятся в огромных количествах, но существуют и реально доказанные загадочные происшествия.
Одной из таких загадок является пароход SS Baychimo, построенный в 1974 году шведами для немецкой торговой компании. По окончании Первой Мировой судно было передано британцам и перевозило различные товары: чай, меха, оружие, табак, сахар. Проходя у берегов Аляски в 1931 году, пароход попал в ледяную ловушку, и экипаж срочно покинул судно. Остались лишь несколько человек, чтобы присматривать за кораблем и грузом. Они соорудили временное жилье в двухстах метров от зажатого льдами судна, чтобы дождаться лета и вывести корабль. Но неожиданно разразился шторм, который бушевал три дня. А когда он закончился и люди выбрались из убежища, то увидели, что судна на месте нет. Первой мыслью было, что оно просто затонуло, но спустя несколько дней его видел индеец-охотник на расстоянии 70 километров от места, где его не обнаружили на месте.
А через несколько месяцев Baychimo уже видели в четырехстах километров. Еще несколько лет поступали сообщения о том, что моряки с других кораблей видели его. Но все попытки спасти пароход, в том числе с берега, терпели неудачу. После 1969 года о судьбе Baychimo уже больше ничего неизвестно.
Моряки британской шхуны Jenny, скованной во льдах в проливе Дрейка, погибли из-за отсутствия продуктов. Находящееся в ледяном плену неподалеку от берегов Антарктиды судно нашел экипаж китобойного баркаса в 1840 году. Поднявшись на борт, моряки увидели останки капитана, который сидел за столом своей каюты. Видимо, последние силы он потратил на то, чтобы сделать в журнале запись: «4 мая 1823 года – еды нет уже 71 день. Кроме меня не осталось никого в живых».
В 1918 году в Америке был спущен на воду названный в честь южноамериканского вулкана грузовой пароход SS Cotopaxi. Через 7 лет это судно совершало рейс из Чарльстона на Кубу, перевозя уголь. Маршрут 77-метрового корабля пролегал через Бермудский треугольник. Через три дня плавания в эфире появилось сообщение о том, что судно попало в тропический шторм, но пока держится на воде и подчиняется рулю. Больше Cotopaxi на связь не выходил и в пункте назначения его так и не дождались. Корабль признали пропавшим без вести. Но утром 18 мая 2015 года кубинская береговая охрана доложила, что обнаружено судно без экипажа, предположительно это - Cotopaxi, исчезнувший в конце 1925 года.
16 мая судно неожиданно появилось в зоне, где запрещена навигация. Связаться с ним не удалось, на перехват послали три патрульных катера. Подойдя ближе, перехватчики удивились, что судно настолько старое, вековой постройки и на его борту значится название «Cotopaxi». Никого из команды на борту не было, интерьер выглядел заброшенным не одно десятилетие, и все указывало на то, что это действительно Cotopaxi. Это подтверждалось и найденным дневником капитана, в котором, правда, не нашлось описания событий, произошедших с кораблем после его исчезновения. Но различные сведения о жизни экипажа до этого момента оказались достаточно ценными. Эксперт Родольфо Крус Сальвадор из Кубы заявил, что бортовой журнал подлинный.
В 1976 году для советского пассажирского флота был построен круизный корабль «Любовь Орлова». Он сменил множество владельцев и посетил разные уголки земного шара. Когда судно выработало свой ресурс, в январе 2013 года его отправили в Доминикану на слом. Но из-за лопнувшего буксировочного троса, судно оказалось дрейфующим в Атлантическом океане без единого человека на борту. Через месяц с судна-призрака был получен далекий сигнал от автоматического радиобуя, срабатывающего при попадании в воду. Но поиски результата не дали, обломков корабля тоже до сих пор не найдено. В 2014 году появлялось сообщение, что «Любовь Орлова» дрейфует у ирландского побережья, а на ее борту находятся крысы-каннибалы.
Это лишь малая часть загадочных историй о таинственном исчезновении морских судов.