Как устроен сортиментовоз
В качестве базового транспортного средства обычно используется мощный грузовик с полным приводом на все оси, способный перемещаться по временным лесным дорогам к месту лесозаготовок и при этом имеющий возможность перевозить лесоматериалы по дорогам с покрытием общего назначения. Наиболее популярными для переделки в сортиментовозы являются вездеходные шасси автомобиля модели КамАЗ.
Вместо кузова на раме грузовика крепится платформа из стального листа, на которой крепятся коники – П-образные фермы из мощного стального проката, устанавливаемые концами вверх. Коники могут быть фиксированными или регулируемыми, которые можно перемещать вдоль оси автомобиля, изменяя расстояния между ними. В результате появляется возможность транспортировки сортимента различной длины. Если коников на длине машины установлено четыре, то можно перевозить не только 4-5-метровые бревна, но и 2-метровые, укладываемые при этом в два штабеля между двумя парами коников.
Передняя часть грузовой платформы оборудуется металлическим сплошным или решетчатым щитом, предохраняющим кабину водителя от пропадания в нее бревен в случае резкого торможения.
Дополнительное оснащение
Для погрузки сортимента на сортиментовоз требуется использовать какое-либо погрузочное устройство, например, кран-манипулятор. Установленный на грузовике между кабиной и площадкой для перевозки бревен или на заднем краю машины кран-манипулятор имеет гидравлический привод, выдвижную телескопическую стрелу и специальные гидравлические захваты, которыми может поднимать бревна и укладывать их на коники сортиментовоза.
При заднем варианте установки кран может грузить бревна не только на платформу автомобиля, но и на специальный сортиментовозный прицеп, который оснащается такими же кониками, как и сам автомобиль. Это позволяет повысить эффективность работы транспортного средства и вывозить за один раз намного больше лесоматериалов.
Для разгрузки сортимента часто используются стяжные ремни или цепи, за которые стационарным козловым или мостовым краном можно сразу снять с автомобиля весь уложенный на него штабель бревен. Это часто предусматривается при перегрузке сортимента с автомобильного транспорта на железнодорожные платформы для дальнейшей перевозки на значительные расстояния.
Кран-манипулятор может использоваться не только по своему основному назначению. На стрелы таких механизмов часто монтируют гидробуры, расширяя их функциональные возможности.