На глобальном рынке смартфонов сейчас представлено около 1 000 компаний, но практически вся прибыль принадлежит всего двум из них. Согласно данным, которые представило аналитическое агентство Strategy Analytics, за прошлый год производителями смартфонов заработано $53,7 млрд, из них львиная доля, а именно, $44,9 млрд принадлежит компании Apple, что составляет 83% от мировой выручки. Ее основной конкурент, компания из Южной Кореи Samsung Mobile, получила более скромную кассу - $8,3 млрд.
Подобная разница интересна еще и тем, что по количеству проданных мобильных устройств Samsung лидировал весь прошлый год. Напомним, что этому не смог помешать даже тот печальный факт, что новейший флагман компании оказался одной из самых неудачных моделей в истории корейского бренда. Впрочем, и у Apple в прошлом году были неприятные периоды, когда злые языки начали говорить о том, что на складах корпорации скопилось большое количество непроданных iPhone. Речь шла о партии, количеством от 10% до 30% от общего числа выпущенных смартфонов.
Но в конце года стало понятно, что все опасения оказались беспочвенными, и обе корпорации сумели традиционно добиться положительных для себя результатов. Лишь за последний квартал Apple реализовала 78,3 миллиона смартфонов, у Samsung этот показатель остановился на цифре 77,5 миллиона.
В течение года стало понятно, что у двух ведущих брендов появились новые конкуренты. Амбициозные китайские компании Oppo, Vivo и Huawei по темпам развития опережали более именитых оппонентов. Впрочем, это не помешало корейцам продать за год до 309,4 миллиона смартфонов, и остаться единоличным лидером по этому показателю в мире. Телефонов с эмблемой яблока было продано 215,4 миллиона штук.
Прибыль от iPhone становится все меньше
Для корпорации Apple продажи iPhone являются самой важной и прибыльной частью бизнеса. И в то время, когда реализация «культовых» смартфонов росла и с каждым годом устанавливала новые рекорды, рынок стал выставлять новые требования. На данный момент каждый проданный iPhone приносит американскому бренду все меньше прибыли. Большинство аналитиков сходятся во мнении, что в следующие годы их маржинальность понизится еще больше.
Если обратиться немного назад, мы сможем увидеть, что в 2009 году маржа каждой модели iPhone равнялась 57,7%. В этом году ее значение находится на уровне 40,8%. И практически все специалисты соглашаются с тем, что в 2018 году она снизится до 38%. Происходит это сразу по ряду причин. Самой важной из них является небывалый спрос на iPhone 7, превзошедший прогнозируемые тиражи. Apple будет вынуждена расширять производственные мощности и нанимать новых людей, что повлечет за собой возрастание расходов.
Еще одним важным моментом является использование больших дисплеев в производстве новых смартфонов. Они существенно влияют на рост себестоимости изделия, но бренд не может поднять еще выше отпускные цены. Тем более, что в следующие годы разница между устройствами с различными мониторами должна стать и вовсе минимальной.
Apple также практически не предоставляет информации о том, во сколько компании обходится гарантийный ремонт каждого смартфона. Получив подобные данные, аналитики смогут увидеть реальный уровень маржинальности. Для iPhone 6s и iPhone 6 Plus недавно были запущены специальные сервисные программы. Насколько они станут затратными для бренда, станет понятно лишь через время.
Но, несмотря на то, что маржинальность главного продукта Apple постепенно снижается, для большинства компаний-производителей ее уровень в 39% является пределом мечтаний. А сам iPhone продолжает носить название самого прибыльного смартфона.
Какая маржа смартфонов Samsung?
Модельный ряд у Samsung Electronics значительно больше, чем у его заокеанского конкурента, поэтому мы будем говорить об общей маржинальности смартфонов данного производителя. Выше было упомянуто, что, несмотря на проблемы с отзывом смартфонов Galaxy Note 7, корейской компании удалось сохранить объемы реализации. А это, в свою очередь положительно повлияло на рост прибыльности компании. По итогам 2016 года маржа операционной прибыли Samsung превысила 17%.
По традиции последних лет, Samsung значительно опережает Apple по поставкам на мировой рынок мобильных устройств. Но в то же самое время корейцы значительно отстают от них в плане маржинальности своей продукции. А она показывает, какие успехи имеет бренд в практическом ведении бизнеса.
За последние три года разрыв по показателям маржи между двумя главными конкурентами имел интересную динамику. Так в 2015 году Samsung имел результат 12,69%, и отставал от Apple на 18,9%. В 2016 году отставание сократилось до 14,25% в первом квартале, и уменьшилось до 8% по итогам года. Стоит лишь уточнить, что сравнение идет с общей операционной прибыльностью Apple, а не маржинальностью iPhone.