У России три беды: "живопырки", "прачечные" и "халупы"

Ср 24 ноября 2010, 13:51:27


Выступление вице-премьера Сергея Иванова перед студентами Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета запомнится надолго.  Причем не своей сутью как таковой, а тем, что Иванов решил приукрасить свою речь интересными выражениями.

Нет, разумеется, вице-премьер не использовал никаких нецензурных слов – не тот уровень.  Но в его речи как-то неожиданно свободно и непринужденно прозвучали сленговые выражения.  В частности, особое внимание обратили на себя слова о том, что в стране летают авиакомпании-«живопырки», среди банков много «прачечных», а в дорогом строительстве российских трасс виноваты «халупы».

Так, говоря об избыточном количестве авиакомпаний, Иванов заявил: «100 авиакомпаний, из них 10 нормальные, а остальные – живопырки».  Как сообщает словарь Ушакова (с пометкой «простореч. вульг., из воровского арго»), «живопырка» - это место, где постоянная толчея народа, шум и скандалы.  Но в современном деловом языке уже сложился свой сленг (надо бы словарик издать!), на котором «живопырками» называют компании-однодневки (они же «космонавты», «синяки», «ежики», «помойки», «прокладки»).  

Что же касается «прачечных», то здесь все гораздо понятнее.  Это выражение относилось к банковскому сектору – «они сами себя банками называют, а на самом деле это «прачечные»? и надо «сократить расплодившееся в стране большое количество банков, ВУЗов и авиакомпаний».  Не трудно догадаться, что речь идет о структурах, занимающихся отмыванием денег – только за первое полугодие в стране было возбуждено около 250 дел по данным фактам, правда, пока так и не известно, сколько из них будет успешно завершено. 

Ну, а «халупы» прозвучали в привязке к объяснению, почему в стране такое дорогое строительство дорог.  Как сообщил студентам вице-премьер, «в Центральной России более 50 % стоимости строительства мало-мальски приличной дороги - это выкуп земли. На этом кормится огромное количество народа. Стоит халупа, справка появляется, что халупе 300 лет, в ней жили многие поколения, она минимум 20 миллионов стоит».  И, соответственно, чтобы снести «халупу», надо за нее заплатить.  Вот только один нюанс – у нас, как правило, о планах прокладки дорог заранее известно чиновникам, которые предусмотрительно через подставных лиц или фирмы (те самые «живопырки») выкупают по дешевке объекты, подлежащие сносу, и затем требуют приличную сумму компенсаций за снос.  И в таких схемах регулярно задействуются те самые «прачечные».

Так что ничего нового Иванов не сообщил, новым оказалось лишь использование несвойственных ему слов.  Хотя, может быть, вице-премьер просто говорил со студентами на привычном ему языке, на котором общаются в правительстве и в Государственной думе не под прицелом телекамер? 

Самое интересное