Развитие рынка полиграфии РФ с 2008 года.

Пн 20 апреля 2015, 21:51:52


В 2008-2009 годах экономический кризис развернулся не только в России, но и во всех других странах, которые так или иначе участвуют в мировой экономике. И, конечно, он не мог не затронуть и отрасль полиграфии. Выход из кризиса требовал инновационных решений, и одним из таких решений было форсированное развитие ИТ-технологий и применение их в печатной отрасли. Благодаря развитию интернет-сферы со свободным доступом и созданию большого количества электронных СМИ с эффективными возможностями доставки необходимой информации до населения, принципиально изменились и сферы издательско-полиграфической деятельности, и целлюлозно-бумажной промышленности и полиграфического машиностроения. Тиражи периодических изданий и книг падали, сокращались объемы печатной продукции, однако экономическое состояние издательской деятельности и полиграфического производства в России не оценивалось как критическое, потому как его качественные показатели были стабильны и стремились к развитию.

Однако уже на 2012-2014 года приходится время кардинальных изменений в отрасли, в течение которых издатели печатной продукции активно перестраивались и подстраивались к новым возможным каналам передачи информационного контента. Планировалось, что соотношение печатной и цифровой продукции с 2010 по 2020 год кардинально изменится.

Оценить в России современный оборот рынка полиграфических работ представляется очень маловероятным, так как статистические данные в объемных показателях по основным видам печатной продукции отсутствуют. В 2013 году по натуральным показателям за в год было выпущено: газеты – 34%, рекламные материалы – 20%, упаковка и этикетка – 18%, журналы – 16%, книги – 12%. В российской полиграфической отрасли преобладает плоская офсетная печать, составляющая во всем объеме печати почти 80%.

В 2013 году все большее значение в реализации полиграфических бизнес-процессов приобретает интернет. Новый информационно-технологический подход в производстве печатной продукции основывается на технических инновациях: цифровая печать, 3D-оборудование, web-to-print, кросс-медийные процессы и другие. Именно новые технологии делают более доступной для заказчиков печать по требованию, превращая ее из рекламной «приманки» в реальный инструмент продвижения полиграфических услуг. Среди российских типографий все шире распространяется предоставление услуг в рамках Web-to-Print, Print-on-Demand, создаются специализированные онлайн-типографии. Одним словом, типографии пришли к понимаю, что интернет — это реальное средство остаться на плаву, тогда как тиражи падают и возрастают издержки.

Однако конец 2014 и начало 2015 года ознаменовались началом нового кризиса в полиграфии России. Вследствие падения рубля по отношению к мировым валютам, поднялись и цены на полиграфическое оборудование, а также на расходные материалы, в частности бумагу. Кроме того, все оборудование имеет свойство ломаться и изнашиваться, а значит, платить за запчасти и комплектующие также приходится по новым ценам. Что касается бумаги, то закупать ее зарубежом стало нерентабельно, а отечественное производство не готово так быстро перестраиваться под большие объемы.

Каким образом полиграфическая отрасль на этот раз будет выбираться из кризиса, пока неизвестно. Правда, где мы только не пропадали?

Самое интересное