Лучшие российские фильмы за всю историю кино

Сб 22 апреля 2017, 09:47:41

Российский кинематограф имеет долгую историю, в которой были и времена затишья, и периоды расцвета.
 


Он ведет свое существование от вышедшего в 1908 году фильма «Понизовая вольница», повествующего о жизни Стеньки Разина. Это была самая первая российская лента, продолжительностью всего 7 минут. Картина забылась довольно скоро, но на ее основе был снят полнометражный фильм, который произвел огромное впечатление на зрителей и даже вошел в золотой фонд мирового кинематографа.

В 1919 году советский кинематограф был национализирован, и 27 августа до сих пор отмечается дата создания советского, а ныне российского кинематографа. В 1926 году Сергей Эйзенштейн снял легендарный «Броненосец Потемкин», рассказывающий о восстании на военном судне. Практически единогласно критики признали его вершиной режиссуры, драматургии и операторского искусства, которая по сей день не утратила своих позиций. Главными идеями картины являются освобождение от насилия тиранов, стремление к свободе и превосходство человеческого достоинства. В 1957 году режиссер Михаил Калатозов снял всемирно известный фильм «Летят журавли». Картина была названа «высшим пилотажем» на Каннском фестивале, в неё просто влюбились все – начиная от критиков, и заканчивая самыми обычными зрителями. Лента относится к военным драмам, несмотря на то, что в ней отсутствуют крупные сцены баталий. Неизгладимое впечатление фильм произвел на Пабло Пикассо, да и не только на него. По признанию исполнительницы главной роли Татьяны Самойловой, по прошествии более половины картины в зале стояла гробовая тишина. Советская съемочная группа переживала, что фильм не поняли, но оглянувшись на зал, актриса была потрясена увиденным – плакали все, и мужчины, и женщины. «Золотая пальмовая ветвь Канн» по праву была заслужена этим фильмом. Кстати, многих известных режиссеров, в том числе Андрея Кончаловского, фильм «Летят журавли» захватил настолько, что они выбрали для себя режиссерский путь именно после его просмотра. О том, чтобы картину взяли на конкурс договорился Клод Лелуш, который случайно оказался на съемочной площадке. Его так поразил подход к съемкам советских киношников, что он лично позвонил директору фестиваля в Каннах, с которым, к слову, не был знаком и настоятельно просил, чтобы «Летят журавли» взяли на конкурс. Тогда еще студентка театрального училища, Татьяна Самойлова, сразу же на фестивале получила приглашение сыграть Анну Каренину в Голливуде, кроме того, она получила приз, как самая очаровательная актриса.

Получивший «Оскара», как лучший фильм на иностранном языке, фильм «Война и мир», снятый Сергеем Бондарчуком в 1965 году, долго был на слуху в американских СМИ. Хотя он был, по сути, снят в пику американскому кинематографу, где эту ленту экранизировали на 9 лет раньше. Но советское правительство имело массу возражений тому, как были преподнесены образы русских людей, и фильм было решено снять в России. Конечно, стремление «утереть нос» американцам привело к тому, что на съемки, по распоряжению правительства, было потрачено много средств. Но фильм того стоил. В нем смогли задействовать лучших актеров 60-х годов, благодаря чему картина получилась просто грандиозной. Образы, воссозданные артистами, наилучшим образом соответствовали роману и их можно назвать абсолютно хрестоматийными. Поэтому фильм впоследствии стали демонстрировать школьникам.

Множество споров, причем не за рубежом, а именно в России (где и была снята) вызвала лента Андрея Тарковского «Андрей Рублев», созданная в 1966 году. Известные режиссеры заклеймили картину эпитетами: антиисторическая, антипатриотичная, и даже антирусская. Сюжет основан на драматических отношениях художника и религии. Главный герой ищет истину и пытается постичь её, складывается впечатление, что сам режиссер через героя ведет беседу с Богом. Спустя три года после создания фильма, он был приобретен бизнесменом из Франции – Алексом Московичем вместе с шестью другими картинами. Алексу с трудом удалось добыть права на фильм, но, тем не менее, он сразу же выставил ее на Каннский фестиваль. Узнав об этом, руководство Госкино хотело отозвать картину, но его удержали немалые штрафы, предусмотренные за такой поступок. И, несмотря на то, что «Андрея Рублева» показали вне конкурса, он получил главный приз международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ. Позже ленту ждало еще одно награждение – призом Леона Муссинака, в качестве лучшего иностранного фильма, показанного во Франции. Мировые киноведы включили «Андрея Рублева» в сотню лучших картин в истории кино, а в 1995 году, по версии Европейской Академии кино, фильм вошел в десятку лучших фильмов мира.

В 1979 году свет увидел еще один советских кино-шедевр – «Москва слезам не верит». Через 2 года лента удостоилась «Оскара» в Америке, затем принимала участие в фестивалях разных стран, получив, таким образом, широкую известность. По сути, этот фильм занял второе место среди лучших российских фильмов после «Броненосца Потемкина». Возможной причиной такой любви советской и российской публики и популярности картины называют отсутствие давления советской идеологии. В фильме абсолютно гармонично удалось все – музыка, образы главных героинь и сюжет.

В 2003 году вышел довольно неординарный фильм «Возвращение». Это история отца, который в свое время оставил семью, но вернулся к сыновьям. Нельзя сказать, что сюжет раскрывает важные философские вопросы, но то, что он заставляет как следует над ними подумать – однозначно. Критики из разных стран положительно отзывались о картине, а на Венецианском фестивале она получила сразу несколько наград. В принципе, «Возвращение» являлось для всего мира наглядным доказательством того, что, несмотря на распад СССР, российский кинематограф не прекратил существовать, а, наоборот, отлично справляется со своими задачами и способен еще не раз удивить мировое сообщество.

Самое интересное