Итоги "эпопеи" с вертолетоносцами типа "Мистраль"
Пт 31 июля 2015, 14:53:47
История с контрактом на поставку «Мистралей», который подписали Россия и Франция, наконец, завершилась решением о выплате неустойки. Впервые о возможном заказе вертолетоносцев было объявлено еще в 2008 году, а ровно 6 лет назад 31 июля 2009-го ВМФ России выступило с предложением о подписании контракта на постройку 4-х кораблей типа «Мистраль».
При этом указывалось, что 2 ветролетоносца будут построены во Франции, а еще 2 впоследствии соорудят в РФ. Полностью стороны пришли к соглашению 24 декабря 2010-го, после чего объявили о подписании соглашения. При этом одну пятую часть работ на территории французской верфи выполнят российские работники.
Отдельным вопросом, который привел к увеличению сроков обсуждения условий контракта, стала передача России технологий, которые сопутствуют эффективному использованию «Мистралей». В итоге данный вопрос был решен, и Франция, в числе прочего, передала РФ технологию Зенит-9, которая представляет собой систему управления боевыми снарядами.
Для приема этих кораблей российский флот начал модернизацию ряда военных городков, которые включены в собственность Тихоокеанского флота. Спустя год строящимся судам присвоили имена. Первое назвали Владивосток, а второе – Севастополь. Также Владимир Высоцкий, возглавляющий ВМФ РФ сообщил, что на вертолетоносцах разместят как российские так и французские системы связи, которым обеспечит совместимость французский судостроитель DCNS.
На тот момент еще ничего не предвещало проблем с постройкой и продажей техники. Осенью 2012-го французская компания отрапортовала о подключении к постройке компании Sagem, которая получила подряд на подключение системы прицеливания Vampir NG, которая имеет высокую точность и позволяет контролировать большую площадь надводной поверхности, а также фиксировать цели и «вести» их.
Однако возникли и проблемы. К примеру, в 2013-м выяснилось, что топливо, которое необходимо для двигателей «Мистралей» не производится на территории РФ, чтобы решить данную проблему начались подготовительные работы с химиками. А в 2014-м началось обучение экипажей для кораблей, которое в Петербурге проводили специалисты из Франции. А летом они прибыли во Францию, чтобы осуществить подготовку «на месте» и по завершении строительства переправить вертолетоносец из французского Сен-Назера в российский Кронштадт.
А в конце августа Крым заявил о своем присоединении к России, затем последовали санкции и Великобритания с Германией и США стали давить на политиков Франции. Основным требованием было задержать передачу «Мистралей» России. И это при том, что первое судно было фактически завершено.
3 сентября 2014 французская сторона указала, что возможна задержка передачи вертолетоносцев, но это не помешало вывести корабль на ходовые испытания с российским экипажем на борту 15 сентября. К сожалению, Франция не устояла под давлением союзников и была вынуждена вновь откладывать сроки поставок. При этом никто не возмещал государству убытки, которые оно несло каждый месяц в связи с необходимостью технического обслуживания огромного боевого судна.
Ежемесячные затраты были оценены в €5 млн. это особенно сильно влияло на французского партнера, поскольку постройка двух кораблей была оценена в €1,2 млрд., в то время как от России была получена предоплата в размере €890 млн..
Само собой французы не отказались от столь выгодного контракта, однако под давлением согласились отложить передачу вертолетоносцев. Первоначально они рассчитывали передать судна законным владельцам не позднее ноября 2014-го, однако уже в декабре позиция французского президента стала более жесткой. В частности, 18 декабря российские военные покинули Сен-Назера, а на следующий день было объявлено о приостановке передачи «Мистралей» законному владельцу.
Это вызвало возмущение у российской стороны, которая заявляла, что не может прекратить вмешательство в дела юго-восточного региона Украины, поскольку никогда их не начинала. Несмотря на официальную позицию РФ, Франция сообщила о намерении расторгнуть контракт. Особо интересным является тот факт, что они намеревались сохранить за собой право перепродажи «Мистралей», которые не только не нужны Франции, но даже являются опасным балластом.
Почему-то был полностью проигнорирован тот факт, что «Владивосток» на 30% стоимости укомплектован материалами и техникой российского производства. В качестве вероятного покупателя указывался Китай. Также Вашингтон призывал европейцев выкупить данные корабли, но не позволить им перейти в собственность России.
На предложение получить компенсацию в размере €785 млн. Россия выдвинула требование оплатить €1,15 млрд.. В качестве обоснования этой суммы приводился отчет о сумме переданной Россией, а также затратах на обучение военного персонала управлению кораблем, которого нет на балансе отечественного ВМФ. Также, согласно контракту, Франция обязана оплатить штраф, который составляет 5% от суммы контракта, который был оценен в €1,2 млрд..
Уже в мае, зампред военпрома Олег Бочкарев сообщил, что Россию не интересуют корабли и вопрос только в сумме компенсации, за что получил выговор. Однако в итоге 7 июля глава Минобороны Франции Жан-Ив Ле Дриан сообщил о готовности расторгнуть контракт на поставку «Мистралей» России, а сегодня было официально объявлено, что Франция выплатит РФ €1,2 млрд., что соответствует оценке стоимости проекта. При этом указывается, что российские военные направятся в Сен-Назер для демонтажа российского оборудования: системы связи и управления.
Подводя итог эпопее с «Мистралями» можно говорить о том, что для Франции, которой корабли обошлись куда дороже, чем планировалось, вряд ли сможет выгодно продать вертолетоносцы в ближайшее время. Отдельно стоит обратить внимание на то, что Россия заявляла о том, что способна создать альтернативу «Мистралям» собственными силами. Учитывая, что в результате были возвращены все затраченные средства, а также получены технологии, которыми оснащены французские вертолетоносцы, можно говорить о реалистичности данных высказываний.
Это еще раз показало, насколько разобщенными являются союзнические действия США и Евросоюза в вопросе антироссийских санкций. Очередные убытки Европе принесла чрезмерная настойчивость США в данном вопросе, при том, что все чаще появляются сообщения относительно того, что американскими предпринимателями режим санкций игнорируется при помощи обходных схем. А в итоге страдает экономика Европы, которая потеряла большое число контрактов.
Отдельным вопросом, который привел к увеличению сроков обсуждения условий контракта, стала передача России технологий, которые сопутствуют эффективному использованию «Мистралей». В итоге данный вопрос был решен, и Франция, в числе прочего, передала РФ технологию Зенит-9, которая представляет собой систему управления боевыми снарядами.
Для приема этих кораблей российский флот начал модернизацию ряда военных городков, которые включены в собственность Тихоокеанского флота. Спустя год строящимся судам присвоили имена. Первое назвали Владивосток, а второе – Севастополь. Также Владимир Высоцкий, возглавляющий ВМФ РФ сообщил, что на вертолетоносцах разместят как российские так и французские системы связи, которым обеспечит совместимость французский судостроитель DCNS.
Однако возникли и проблемы. К примеру, в 2013-м выяснилось, что топливо, которое необходимо для двигателей «Мистралей» не производится на территории РФ, чтобы решить данную проблему начались подготовительные работы с химиками. А в 2014-м началось обучение экипажей для кораблей, которое в Петербурге проводили специалисты из Франции. А летом они прибыли во Францию, чтобы осуществить подготовку «на месте» и по завершении строительства переправить вертолетоносец из французского Сен-Назера в российский Кронштадт.
3 сентября 2014 французская сторона указала, что возможна задержка передачи вертолетоносцев, но это не помешало вывести корабль на ходовые испытания с российским экипажем на борту 15 сентября. К сожалению, Франция не устояла под давлением союзников и была вынуждена вновь откладывать сроки поставок. При этом никто не возмещал государству убытки, которые оно несло каждый месяц в связи с необходимостью технического обслуживания огромного боевого судна.
Ежемесячные затраты были оценены в €5 млн. это особенно сильно влияло на французского партнера, поскольку постройка двух кораблей была оценена в €1,2 млрд., в то время как от России была получена предоплата в размере €890 млн..
Само собой французы не отказались от столь выгодного контракта, однако под давлением согласились отложить передачу вертолетоносцев. Первоначально они рассчитывали передать судна законным владельцам не позднее ноября 2014-го, однако уже в декабре позиция французского президента стала более жесткой. В частности, 18 декабря российские военные покинули Сен-Назера, а на следующий день было объявлено о приостановке передачи «Мистралей» законному владельцу.
Это вызвало возмущение у российской стороны, которая заявляла, что не может прекратить вмешательство в дела юго-восточного региона Украины, поскольку никогда их не начинала. Несмотря на официальную позицию РФ, Франция сообщила о намерении расторгнуть контракт. Особо интересным является тот факт, что они намеревались сохранить за собой право перепродажи «Мистралей», которые не только не нужны Франции, но даже являются опасным балластом.
На предложение получить компенсацию в размере €785 млн. Россия выдвинула требование оплатить €1,15 млрд.. В качестве обоснования этой суммы приводился отчет о сумме переданной Россией, а также затратах на обучение военного персонала управлению кораблем, которого нет на балансе отечественного ВМФ. Также, согласно контракту, Франция обязана оплатить штраф, который составляет 5% от суммы контракта, который был оценен в €1,2 млрд..
Уже в мае, зампред военпрома Олег Бочкарев сообщил, что Россию не интересуют корабли и вопрос только в сумме компенсации, за что получил выговор. Однако в итоге 7 июля глава Минобороны Франции Жан-Ив Ле Дриан сообщил о готовности расторгнуть контракт на поставку «Мистралей» России, а сегодня было официально объявлено, что Франция выплатит РФ €1,2 млрд., что соответствует оценке стоимости проекта. При этом указывается, что российские военные направятся в Сен-Назер для демонтажа российского оборудования: системы связи и управления.
Подводя итог эпопее с «Мистралями» можно говорить о том, что для Франции, которой корабли обошлись куда дороже, чем планировалось, вряд ли сможет выгодно продать вертолетоносцы в ближайшее время. Отдельно стоит обратить внимание на то, что Россия заявляла о том, что способна создать альтернативу «Мистралям» собственными силами. Учитывая, что в результате были возвращены все затраченные средства, а также получены технологии, которыми оснащены французские вертолетоносцы, можно говорить о реалистичности данных высказываний.