Сюжеты:

Шнуров впустил клип про побег элит из России на фоне санкций США Владимир Путин объявил новые выплаты семьям с детьми от 8 до 16 лет Кемеровскую область официально переименовали в поддержку спецоперации на Украине Росавиация советует россиянам, застрявшим за границей, возвращаться через третьи страны Спикер Госдумы Володин назвал три роковые ошибки Зеленского Посольство РФ в Киеве эвакуировало дипломатов из-за военной операции в Украине Миро призвала Валиеву повторить триумф Алины Кабаевой Зеленский ждёт признания Россией ДНР и ЛНР, чтобы похоронить Минские соглашения Часть россиян получит около 7000 рублей на карту «Мир» с 15 февраля 2022 года Ургант прокомментировал своё назначение ведущим КВН вместо Маслякова Канделаки возглавила ТНТ вместо автора «Дома-2»: станет ли канал вторым Матч-ТВ Российские кинематографисты раскритиковали проект Минкульта о традиционных ценностях
Главная страница | Общество | Когда День рождения не праздник

Когда День рождения не праздник

Пт 10 сентября 2010, 12:49:32

Фестивалю авторской песни «Приморские струны» исполнилось 33 года.

 

Когда День рождения не праздник

Дорогой струнною… Дорогой длиной в долгих 33 шага шли пилигримы - романтики авторской песни, собеседники волн и звезд,  чародеи музыки ветра и шепота струн. Тридцать три – возраст Христа, время переосмысления ценностей и поиска новых путей.

 

И строчки Гарика Сукачева  «Я вижу как замыкается круг…» как нельзя кстати походят к разным сложившимся музыкальным тональностям великого 33-х летнего «струнного  периода», последнюю из которых можно смело назвать «Лё Минор». Но обо всем по порядку.

 

Дорога где-нибудь и когда-нибудь во что-то превращается. Вопрос – когда, во что, зачем и почему. Она либо закольцовывается и трансформирует волшебное феерическое действие в дешевое, всем обрыдлое  уличное представление, либо силой человеческой воли и таланта «протаранивает» свежую блистательную колею, либо просто заходит в тупик, обрекая на смерть всех ее создателей, первопроходцев и просто любознательных прохожих.

 

Это мы о чем. В минувшие выходные в бухте «Три поросенка» завершился 33-й фестиваль авторской песни «Приморские струны-2010», посвященный памяти Владимира Высоцкого. На котором в конкурсе на лучшее исполнение песен Владимира Высоцкого достойных номинантов жюри не отыскало….

 

Немного истории

 

Когда День рождения не праздникГодом рождения фестиваля считается 1977. Тогда во Владивостоке, во Дворце культуры им В.И. Ленина, проходит «Конкурс туристической патриотической песни». Организовал его Краевой комитет комсомола, председателем жюри была первая в мире женщина капитан Дальнего плаванья Анна Ивановна Щетинина, почетным членом жюри - Андрей Богословский (известный в то время композитор). После конкурса был создан первый городской клуб самодеятельной песни «Поиск».

 

А свое название «Приморские струны» фестиваль получил в 1978 году, в этом году он проходил на стадионе «Динамо». На фестивале были гости из Москвы, известные авторы-исполнители Борис Вахнюк и Сергей Крылов.

 

В 1979 году Фестиваль «Приморские струны» первый раз проходит на берегу бухты Шамора в условиях туристического лагеря. Организаторами являлись Краевой комитет комсомола и клуб самодеятельной песни «Поиск», президентом которого был Сергей Рыбалка, позже ответственность за фестиваль взял известный на Дальнем Востоке автор-исполнитель Сергей Булгаков. Членами жюри были известные авторы-исполнители Вероника Долина и Сергей Крылов, которые подарили фестивалю песню «Китенок Тимоша», и с этого года китенок становится эмблемой фестиваля «Приморские Струны».

 

С 1981 по 1987 год гостями фестиваля были многие известные барды: Олег Митяев, Виктор Берковский, Александр Мирзаян, Вадим Егоров, Владимир Ланцберг, Юрий Устинов и многие другие. Постепенно все больше государственных структур и любительских объединений стало принимать участие в организации и творческой части фестиваля. С 1987 года по 1989 год была попытка перенести фестиваль на полуостров Песчаный, но он опять вернулся в бухту Шамора.

 

В 1996 году фестиваль собрал исполнителей и авторов не только городов Дальнего Востока, но и Сибири, став региональным мероприятияем. А в 1999 году фестиваль, по данным сайта www.festivals.com, вошел в мировой каталог, сформированный в Лондоне, «500 ФЕСТИВАЛЕЙ МИРА».

 

Временщики

 

Когда День рождения не праздникЭто мы перечислили золотые страницы Приморских струн, закат которых, судя по всему, не за горами. Если уже не наступил. Последние лет десять жили «Приморские струны» «ни шатко, ни валко», без феерических взлетов и унизительных падений, но жили весело, с огоньком, дружескими встречами, теплыми посиделками и, конечно замечательными авторскими песнями. Пока не наступил «черный», не побоюсь этого слова, для «Приморский струн» 30-й юбилейный год. От организации фестиваля отказался один из отцов-основателей струн, местная легенда авторской песни Сергей Булгаков. Не вдаваясь в перипетии «межструнных» склок и разборок, его уход можно обозначить словами: «Я устал, я ухожу».

 

Свято место, как известно, пусто не бывает. Организацию концертов взвалила на свои поистине узкие плечи некто Лёля Жердзинская, тоже приморский автор-исполнитель средней руки. От ее-то имени мы и позволили себе охарактеризовать последний трехлетний струнный период как «лё-минор».

Вот ее же слова: «Все вдруг перестали подчиняться, я стала бегать у всех на побегушках. Дошло до того, что мне даже не дали выступить на заключительном концерте». По этому поводу есть замечательные русские поговорки: «взялся за гуж, не говори, что не дюж» и «назвался груздем – полезай в кузов». Полезла. Ничего путного из этого не вышло.

 

ЗКогда День рождения не праздникаручившись поддержкой городской администрации (тогда администрации в свете пристального внимания Кремля шибко надо было «засветиться», показать московским чиновникам, что город гордо дышит всей своей культурной грудью), Леля, буквально засучив рукава, взялась за дело. И превратила самое не официозное доселе предприятие в нечто строго регламентированное, скучное, «совковое» действо. Это притом, что после юбилейных, тридцатых струн ей на правах старших товарищей активно помогали корифеи приморского бардовского движения Сергей Булгаков и Сергей Рыбалка. А в прошлом году, организовав всю творческую часть, обеспечив фестиваль аппаратурой и пригласив массу почётных гостей со всей страны, а также известного украинского исполнителя Александра Кравченко, Сергей Рыбалка уже на самих «Струнах» с удивлением узнал, что он… всего лишь почетный гость…  После этого оба отца-основателя самого известного на Дальнем Востоке фестиваля авторской песни от своего детища открестились. Не предали. Просто выросшее дитя стало совсем чужым, незнакомым, неродным, получив нелюбимых и нелюбящих родителей. И не только для них, но и для тысяч поклонников, почитателей и просто друзей.

 

Таких серых, безликих и ужасно организованных «Приморских струн», как в этом году, ни местный, ни заезжий люд еще не видел. И даже небо было не в восторге, постоянно пуская слёзы.  Попирая тридцатилетнюю историю, новоиспеченное руководство фестиваля решило сделать всё по-новому. Начав с введения должности директора «Струн», хотя многие годы обходились оргкомитетом. Людмила Жердзинская новую должность сама ввела. Сама же себя на неё и назначила. Очень удобно, да и звучит впечатляюще. Только авторская песня тут совсем не причём, скорее, амбиции маленького человека. Символично, что последние фестивали носили название «Новые приморские струны». Но новое – далеко не всегда означает лучшее. «Временщики» - метко окрестил новых хозяев неудобоваримого действа один из участников фестиваля.


Фестиваль мертв, а мы еще нет…

 

Когда День рождения не праздник«Совковый», косный и песенно-косноязычный. Который даже не удосужились почтить своим присутствием такие маститые барды, ставшие непременным атрибутом фестиваля, как Алексей Иванов и Лев Гершанович из Хабаровска, Андрей Земсков из Владивостока. Это так, для примера. А те, кто приехал, от основной сцены старались держаться подальше, организовывая импровизированные площадки и альтернативные костры. И на вопрос, что же стало с фестивалем и что его ждет, участники отвечали на редкость единодушно. Приведем крик души только некоторых из них:

 

Ольга Левковкая, автор-исполнитель, неоднократный лауреат «Приморских струн» (г. Биробиджан): «Эти струны – плевок в мою душу. Я участвую в фестивале с 90-го года, и такого безобразия еще не видела. Раньше это был настоящий фестиваль, мощно звучавший в душах людей и местных окрестностях. В нем была душа, драйв, барды зажигали на полную катушку. А сейчас… жалкое унылое зрелище с парой сотен поклонников, еще не забывших былое величие «Приморских струн». Я даже впервые за всю историю на основной площадке не выступила. Не смогла переступить через себя. Пела у альтернативного костра в кругу близких друзей, очень душевно посидели. За этим, вообще-то, и приехала. И буду приезжать. Очень жаль, что с уходом Рыбалки и Булгакова из струн ушла целая плеяда маститых и любимых всеми авторов».

 

Елена Врадий, автор-исполнитель, неоднократный лауреат «Приморских струн» (г. Владивосток): «Зная всю не очень приятную подоплеку, я тоже приехала не на сам фестиваль, а ради общения с людьми, которых давно не видела, и посиделок у костра с любимыми песнями и задушевными беседами. Смена власти в данном случае ни к чему хорошему не привела. «Свежая» кровь только ускорила смерть «пациента». Потому что никакая эта кровь не свежая, она не пропитана духом авторской песни, ее живым и трепетным импульсом, удивительной энергией и энергетикой. А значит, она мертва. Да и в любом случае фестиваль без Рыбалки и Булгакова для меня мертв. Единственное, за что могу сказать спасибо новым организатором – за возрождение детского конкурса «Синий краб». Слушать детишек всегда радостно и приятно».

 

Когда День рождения не праздникСергей Денисенко, автор-исполнитель, неоднократный лауреат «Приморских струн» (г. Уссурийск): «Первое, что в прямом смысле на фестивале резануло слух, – это звук. Он был отвратительным. Кое-как вымучил из себя одну песню и ушел со сцены. С этой – наверно, навсегда. Я не увидел своих старых и всем известных друзей-бардов, на площадку выходили какие-то незнакомые личности, серенько сыграли, серенько спели… Кто эти люди? Где их Лёля «откопала»? Раньше только отборочный тур несколько дней проходил, по несколько сотен человек прослушивали! А сейчас если пара десятков наберется… Показательно, что на этих струнах даже лауреатов не было. Видно, не позволила совесть у жюри выбрать лучших из худших… И вообще символично, что фестиваль разделился по обе стороны речки. По одну – основная площадка и прочий официоз, по другую – настоящие авторы, барды, их преданные почитатели, теплый круг близких друзей. Именно здесь сохранился осколок ТЕХ струн, отголосок ТОЙ общей бардовской души. И, надеюсь, сохранятся в дальнейшем. Да, чтобы не хаять огульно все подряд – буклетики красивые организаторы сделали, да и футболки вполне приличные участникам выдали. Но не в них дело. Для меня струны кончились с их тридцатилетием, однозначно».

 

Перефразируя известный лозунг советских времен, можно резюмировать: «Фестиваль умер, но тело его живет». Да, приезжают какие-то люди, поют какие-то песни, проходят какие-то конкурсы, жюри чего-то решает. Но фестиваль – живое существо, сейчас бьется в агонии, всеми силами пытаясь сохранить частички своей могучей творческой души в искрах разбросанных по побережью альтернативных костров. Исчезла метафизическая сущность фестиваля, разбилась на мелкие осколки.

 

Есть ли свет в конце тоннеля?

 

Когда День рождения не праздникДа, безусловно, есть. На фестивале приходилось слышать неоднократно: необходимо, пока не поздно, срочно создавать инициативную группу из ветеранов бардовского движения, которые повели бы за собой молодых. Ведь, правда, за историю своего существования фестиваль вырастил целое поколение новых авторов, которые начинали с «Синего краба» и выросли в настоящих бардов, крепких профессионалов. Им сейчас от двадцати до сорока, они молоды, сильны, талантливы, полны надежд и веры. У каждого из них есть работа, которая кормит семью, но их души живут только бардовской песней, свободой творчества и гитарными переливами под шум волн и треск поленьев. Они не похожи на тех кабинетных мальчиков и девочек, которых нам приходилось видеть на последних фестивалях и для которых авторская песня – пустой звук. И Сергей Булгаков, владеющий исключительным авторским правом на брэнд «Приморские струны», думаю, с радостью и гордостью окажет им любую поддержку.

 

Дерзайте, молодые, судьба фестиваля – в ваших руках, верните ему его гордое имя, и пусть Приморские струны зазвучат с новой силой, сочетая родные, многолетние и устоявшиеся традиции, с молодым и пусть даже хулиганским и безбашенным задором. Вдохните в них не кабинетную пыль бюрократических форматов, косных ограничений, запретов, условностей и формуляров, а свежий, бередящий и бодрящий душу и сердце ветер подлинного свободного искусства, добра, любви, света, гармонии и красоты.

 

Справка:

Жюри единодушно пришло к мнению, что в этом году достойных номинантов на звание лауреатов нет.

Звания дипломантов присуждены:

«Автор-исполнитель» - Михаил Жигалин из посёлка Заводской.

«Автор музыки» - Галина Лесик из посёлка Пограничный, Ренат Шакиров из Владивостока, Сергей Оленчук из посёлка Заводской, Сергей Ожиганов из посёлка Кавалерово.

«Автор» - Олег Жеребцов из города Амурска.

«Исполнитель» - Яна Истомина  из посёлка Кавалерово, Олег Линяев из посёлка Кавалерово, Артем Мех из Владивостока.

«Дуэты, ансамбли» - дуэт - Виктория Максименко, Алла Андреева из посёлка Пограничный, ансамбль «Шесть струн» из посёлка Дунай.

 

Когда День рождения не праздникДетский конкурс - «Синий краб»

Лауреатом этого конкурса в номинации  «Автор-исполнитель» - стала Алина Кузнецова из посёлка Дунай (Клуб «Шесть струн»).

Звание дипломанта в этом конкурсе в номинации «Автор-исполнитель» присуждено  Ангелине Наний из посёлка Дунай (Клуб «Шесть струн»).

В категории – «Взрослые поют песни для детей» - дипломантами стал дуэт - Александр Загребельный и Владимир Гончаров из посёлка Дунай (Клуб «Шесть струн») и Юрий Белозёров из Владивостока.

В конкурсе «На лучшую песню о Владивостоке» победил Александр Кабаков из Владивостока.

В конкурсе на лучшее исполнение песен Владимира Высоцкого достойных номинантов не было.

В конкурсе на лучшую песню о Великой Отечественной войне достойных номинантов не было.

В ходе фестиваля по предложению жюри были введены дополнительные конкурсы:

«На лучшую песню, посвященную Владимиру Высоцкому». Победил Сергей Игнатенко из Владивостока.

«На песню о родном крае» победил ансамбль «Кавалерово» из посёлка Кавалерово.

Поощрительным призом «За верность традициям авторской песни» награжден  Юрий Волошенко из Хабаровска.


Подписаться:

Поделиться:

Новости по теме
Самое интересное

Добавить комментарий:

Имя:
Email:
Ваш комментарий: