Автопроизводители начали использовать электронные стояночные тормоза вместо классических механических «ручников» относительно недавно. Но ручные тормоза всё равно продолжают лидировать, поэтому в большинстве авто устанавливаются именно они. Но чтобы «ручник» прослужил максимально долго и не подводил в важные моменты, необходимо правильно его использовать и знать, чего нельзя с ним делать.
Стоит напомнить, что конструктивно ручной стояночный тормоз состоит из рычага, системы тросов, механических фиксаторов на колёсах. Рычаг изготавливается с фиксирующим зубчатым механизмом, который натягивает тросы, вследствие чего и зажимаются тормозные колодки. Силу зажима можно регулировать, изменяя высоту поднятия рукоятки (натяжение усиливается при поднятии рычага).
Стоит отметить, что данная система характеризуется средней степенью надёжности, поскольку очень легко можно сорвать механизмы фиксации. Иногда водители забывают «снять» авто со стояночного тормоза и начинают ехать, не заметив серьёзное усилие при движении автомобиля. Часто автовладельцы даже не замечают сигнальную лампочку на приборной панели. При езде с поднятым «ручником» сильно перегреваются тормозные диски или барабаны из-за сильного прижатия колодок. При длительном движении тормозные механизмы могут сильно деформироваться и утратить работоспособность.
Даже небольшого поднятия рычага достаточно, чтобы частично заблокировать колёса. Такое положение «ручника» позволяет автомобилю стоять на месте на ровной поверхности. Если же имеется хоть небольшой уклон, то авто может в любой момент двинуться с места. Это может и не повредить механические тормозные элементы, но существует риск увечья машины или порчи другого имущества.
В фильмах часто показывают эффектный автотрюк с управляемым заносом, который выполняется при помощи ручного тормоза. Но такие манёвры сильно изнашивают механизм. Помимо этого, резкое торможение может привести к блокировке задней оси, а неуправляемый занос может стать причиной серьёзной аварии. Поэтому рекомендуется не выполнять подобные автотрюки, особенно на скользкой или мокрой дороге.
Также эксперты дилерских центров ?KODA «Мейджор Авто» и «Авто Сити» советуют отказаться от использования «ручника» в зимний период. Всё дело в том, что из-за резких перепадов температуры тормозная колодка может примёрзнуть к диску или барабану, что станет причиной полной блокировки колеса и срыва самого механизма. Во избежание данной проблемы стоит подождать, пока колодка оттает.
Стоит учесть, что со временем степень натяжения троса ослабевает, когда водитель часто использует «ручник» или забывает опустить рычаг до начала движения. Из-за этого зажим колодок ухудшается и повышается риск непроизвольного поката авто с месте стоянки. Поэтому чтобы стояночный узел работал нормально, следует иногда повышать степень натяжения троса.