Удивительная история ВАЗ-2106: Как лучший «Жигуль» превратился в банальный ширпотреб
Чт 25 апреля 2019, 15:37:48
«Шестёрка» в первые годы жизни была самым желанным автомобилем СССР. Мечтающим её купить приходилось записываться в очередь, а годовалые экземпляры с пробегом продавались дороже новых. Невероятно, но с течением времени из «Мерседеса соцлегаря» ВАЗ-2106 превратился в ширпотреб. Причина тому — желание разработчиков сэкономить. Подробнее об истории «шохи» рассказывает редакция VladTime.
История ВАЗ-2106:
- Как лучший «Жигуль» превратился в банальный ширпотреб
- Серийные модификации
- Необычные версии модели
- Интересные факты о «шестёрке»
Как лучший «Жигуль» превратился в банальный ширпотреб
ВАЗ-2106 «Жигули» — советский и российский заднеприводный седан, построенный на базе «тройки». Проектирование модели началось в 1974 году сотрудниками Центра стиля Волжского автозавода.
На ранних порах «шестёрка» носила рабочий индекс ВАЗ-21031. Она должна была стать более роскошной, чем «трёшка». Но самое интересное, при каких условиях создавался седан.
Перед советскими конструкторами стояла, казалось бы, невыполнимая задача — разработать люксовый автомобиль, который по себестоимости был бы дешевле ВАЗ-2103. От инженеров требовалось сократить использование дорогостоящих материалов, таких как хромированные и металлизированные элементы, а также довести светотехнику до европейского стандарта.
При этом сильно менять внешность «трёшки» не разрешалось, поэтому дело обошлось переделкой передней и задней частей. Так, линии кузова шестого «Жигуля» стали более угловатыми, а от сложных элементов экстерьера, таких как Г-образные бамперы и обрамляющая фары решётка, отказались.
Особенностью ВАЗ-2106 стала задняя оптика — блоки указателей поворотов, габаритов, стоп-сигналов, огней заднего хода и катафотов объединили в цельный корпус. Такая фишка была применена в советском автопроме впервые.
В интерьере основные изменения затронули обивку — на дверных картах и руле появилась декоративная вязь с заводской эмблемой, а сиденья обили роскошным велюром. Передний ряд также оснастили регулируемыми по высоте подголовниками.
Именно на «шоху» впервые начали устанавливать аварийную сигнализацию. В салоне машины появились также подрулевой выключатель омывателя ветрового стекла и реостат освещения приборки. Топовые комплектации могли похвастаться радиоприёмником, обогревом заднего стекла и красным противотуманным фонарём сзади.
Удивительно, но ВАЗовцам удалось справиться с поставленной задачей. И вот, в феврале 1976 года с конвейера тольяттинского завода сходит первая серийная «шестёрка».
Волжский завод выпускал автомобиль вплоть до 2001, после чего сборку перенесли в Сызрань, а позже — в Ижевск и Херсон. В общей сложности шестой «Жигуль» продержался на конвейере 30 лет. За это время было собрано свыше 4,3 миллиона экземпляров.
На старте продаж ВАЗ-2106 считался вершиной тольяттинского автопрома. Цена на машину составляла 9?100 рублей, что даже дороже, чем более сложная по конструкции «Нива».
Под капот ВАЗ-2106 размещали мотор 2103, которому по аналогии с 21011 увеличили диаметр цилиндров с 76 до 79 миллиметров. Так, рабочий объём вырос с 1,3 до 1,57 литра, а увеличенный на 12% крутящий момент сделал мотор более тяговитым на низких оборотах. Мощность двигателя составила 79 лошадиных сил, хотя рассчитывалось получить 80.
Зато 4-ступенчатую механическую коробку удалось адаптировать так, что передаточное число главной передачи уменьшилось до 3,9. В итоге авто смогло разогнаться до пиковой скорости в 154 км/ч. Первую сотню оно набирало за 17,5 с.
Конструкторы доработали и сцепление — увеличили усилие диафрагменной пружины и площадь фрикционных накладок. Кстати, этот же мотор использовали для готовящейся в то время ВАЗ-2121 «Нива».
За свою историю «шестёрка» не раз подвергалась изменениям, правда, не все они сыграли на руку модели. В 1980-м авто начали оснащать карбюраторным двигателем «Озон», который пришёл на смену «Веберу». Через два года разработчики решили убрать окантовку колёсных арок и хромированые ободки боковой оптики.
В 1986-м машина получила задние тормозные механизмы от ВАЗ-2105, а спустя год — трансмиссию от той же «пятёрки». Тогда же было решено упростить схему электрооборудования, и красные фонари на торцах дверей заменили катафотами.
В 1990-м шестой «Жигуль» получил ступичные колпаки вместо колпаков дисков. Позднее убрали грязезащитные козырьки между кузовом и бамперами. В 1993-м машина потеряла реле мигания контрольной лампы стояночного тормоза. К концу 80-х ВАЗовцы полностью упразднили хромирование водостоков, а фон заводской эмблемы сменил цвет с вишнёвого на чёрный.
Годы шли, а ВАЗ-2106 всё так же пытались удешевлять. Из салона убрали имитации хромированных и деревянных деталей — на смену им пришёл обычный пластик. Цветовая гамма оформления стала невероятно скудной, а роскошную велюровую обивку заменили на текстиль.
Чтобы сэкономить на производстве и заработать на продажах, тольяттинцы решили избавить люксовую «шестёрку» даже от молдингов. Благо, они быстро одумались и вернули их на свои места.
Самые поздние экземпляры модели потеряли хромированную окантовку задних фонарей. Более того, перестали хромировать и радиаторную решётку.
Пошатнул имидж модели выход седана на базе «Самары», а гвоздём в гроб «шестёрки» стал выход ВАЗ-2110.В начале 2000-х её попытались реанимировать, добавив в палитру варианты окраски «металлик», установив в салоне комфортабельные передние сиденья и впрысковый мотор под капот.
Увы, это ничего не изменило — седан уже безвозвратно потерял именно те элементы, которые и делали его особенным. Вот так «шоха» превратилась из лучшего «Жигуля» в банальный ширпотреб.
Серийные модификации
Всего у «шестёрки» было 7 версий, выпускавшихся серийно:
ВАЗ-21061/LADA 1500 S
Седан для внутреннего рынка отличался упрощённой системой охлаждения двигателя 2103 — в ней не было электровентилятора, а крыльчатку устанавливали прямо на торец насосного вала охлаждающей жидкости. Экспортные версии имели такие плюшки как очистители и омыватели фар.
ВАЗ-21062 и ВАЗ-21064
Экспортные версии «шестёрки» с правым расположением руля.
ВАЗ-21063/LADA 1300 SL
Модификация с улучшенным движком 21011 — с датчиком давления масла и электрическим вентилятором вместо ременного привода. Выхлопная система имела один резонатор вместо двух.
ВАЗ-21066
Экспортный ВАЗ-21063 с правым расположением органов управления.
ВАЗ-21065
Более люксовая комплектация, предусматривающая генератор повышенной мощности, 5-ступенчатую коробку, карбюратор «Солекс» и бесконтактную систему зажигания. Такую «шоху» оснащали галогенными фарами, задним ПТФ, электрообогревом заднего стекла и подголовниками.
ВАЗ-2106 ижевской сборки
Отличался мотором 21067 с системой впрыска топлива с катализатором, что подгоняло нормы токсичности до стандарта «Евро 2».
Необычные версии модели
ВАЗ-2106 «Турист»
Автомобиль в кузове пикап с палаткой, разработанный по заказу дирекции завода. Руководство забраковало проект, и единственный собранный экземпляр впоследствии использовался в качестве «технички».
ВАЗ-2106 «Полседьмого»
Изготовленный в единственном экземпляре автомобиль, отличавшийся креслами и решёткой от ВАЗ-2107, а также пересмотренной крышкой капота. Машину сделали по спецзаказу Л. И. Брежнева после презентации опытных «семёрок» высшему руководству СССР.
Интересные факты о «шестёрке»
ВАЗ-2106 — это:
- Вторая по популярности в СССР машина (после «Копейки»).
- Один из самых распространённых автомобилей, использующихся автошколами России и Украины.
- Первый «Жигуль» с аварийкой.
- Первое советское авто, экспортировавшееся за океан.
- Последний массовый советский автомобиль с четырёхфазной системой головного света.
- Последний «Жигуль» с вентиляционными форточками и колпаками колёс.
- Машина с самым мощным мотором в своём классе.
- Модель, на которой испытывали автопилот, разработанный Грузинской академией механики.
-
В 1976 году — юбилейный трёхмиллионный автомобиль Волжского автозавода. В 1978 — четырёхмиллионный.